Сегодня, 17 января, прославленная артистка отметила бы круглую дату. Однако ее жизнь оборвалась слишком рано. Почему красота и талант не принесли счастья знаменитой Далиде, узнала «ЭГ».
Советских телезрителей в 70-е редко баловали зарубежными суперзвездами. Далида была счастливым исключением.
В школе ее называли толстухой и дразнили четырехглазкой из-за толстых очков – а повзрослев, она стала призером одного конкурса красоты и с легкостью победила в другом. От нее отказался жених – а она, став знаменитой, влюбила в себя полмира.
Дама Нила
17 января 1933 года в бедном квартале Каира в семье иммигрантов из Италии родилась девочка, которую назвали Иоландой. Отец ее был скрипачом в Каирской опере, так что музыка окружала Иоланду буквально с рождения.
В детстве девочка была самым настоящим гадким утенком: еще в четыре года ей сделали две сложных операции на глазах, пытаясь исправить слабое зрение – но добились лишь сильного косоглазия. Однако в 13 лет Иоланда решительно выбросила свои толстые очки и принялась расхаживать по дому с черной повязкой на одном глазу; в результате через несколько лет от астигматизма мало что осталось, а гадкий утенок начал превращаться в лебедя.
Она уже была помолвлена с юношей из приличной итальянской семьи, когда ее уговорили принять участие в конкурсе красоты «Мисс Ундина». Иоланде досталось второе место и титул Дамы Нила; глянцевые журналы с радостью публиковали ее фото в купальнике. За всеобщее восхищение девушка расплатилась женихом: от нее отвернулась не только его семья, но и все родные и близкие. «Чем ты теперь лучше девицы легкого поведения?» – вопила ее консервативная итальянская родня. Иоланде пришлось уйти из дома.
Париж, я люблю тебя
Иоланда начала работать манекенщицей. Победила в еще одном конкурсе красоты и завоевала титул «Мисс Египет». Вложилась в дорогую операцию на глазах. И вскоре решила покинуть мусульманскую родину с ее строгими нравами – отправилась делать карьеру в Париж.
Поначалу там складывалось не так уж гладко: французский у нее был далеко не идеальным, платье имелось всего одно, деньги стремительно заканчивались. Зато Париж был прекрасен; Иоланда влюбилась в этот город, как только приехала во Францию.
Первым местом, где оценили ее актерские и певческие данные, был клуб «Вилла д`Эсте». Выступая в нем, Иоланда взяла себе псевдоним Далила, который очень скоро переделала в Далиду.
Ее первая записанная песня – «Бамбино» – покорила слушателей, но не критиков. Критики, наоборот, плевались ядом: мол, Далида слишком накрашена, слишком кокетлива и, наконец, слишком толста, да и вкуса у нее нет. Саму Далиду эти отзывы задели за живое. Всего за год она похудела до 51 кг (при росте в 168 см). Осветлила свои шикарные волосы. Усовершенствовала свой французский. И в итоге ей принялась рукоплескать вся Европа. Песни Ciao, ciao Bambina, Gondolier и Come prima моментально стали хитами.
Любовь и смерть
Первым мужем певицы стал композитор, который писал для нее песни – Люсьен Моррис. Их роман был бурным и длился аж пять лет – а брак закончился довольно быстро: Далида без памяти влюбилась в польского художника Жана Собески и бросила мужа. Парижское общество дружно осудило любимую певицу – но она была слишком счастлива, чтобы переживать из-за этого. Увы, их счастье оказалось недолгим – Жан, переживавший, что его женщина намного известнее и успешнее, чем он, вскоре ушел к юной натурщице.
Роман с итальянским певцом Луиджи Тенко закончился еще печальнее. Когда на фестивале в Сан-Ремо они спели дуэтом песню Ciao amore ciao, Тенко уже предвкушал, что вскоре станет таким же знаменитым, как Далида – однако песня даже не вышла в финал. Луиджи пришел в отчаяние и в тот же вечер свел счеты с жизнью у себя в номере. Утром Далида первой обнаружила его труп.
Смерть любимого загнала ее в тяжелую депрессию – она боялась выходить из дома, винила себя во всем и даже попыталась покончить с собой. Ее спасли; Люсьен Моррис, бывший муж певицы, очень трогательно за ней ухаживал в больнице. Далида на какое-то время потеряла голос – а когда он восстановился, добавила в свой репертуар песни драматического и философского содержания.
Одиночество, как твой характер крут
Хотя слава Далиды достигла невиданных размеров и в деньгах она буквально купается, на личном фронте дела обстояли печально. Она мечтала о семье и детях, но достойный ее человек никак не находился. Она совершила турне по Непалу и Индии, ездила с концертами по арабским странам, покорила слушателей суперхитом Salma уа Salama – но оставалась одна. Более того, близкий друг и бывший муж Далиды Люсьен Моррис повторил судьбу ее молодого итальянского любовника – совершил самоубийство. В день его похорон она, выступая в Афинах, заявила, что петь будет для своего дорогого Люсьена, потому что верит: сейчас он в зале.
Ее следующей любовью стал художник Ришар Шамфре. Он был склонен к авантюрам, делал карточные долги, но Далида был счастлива рядом с ним. Они прожили вместе целых девять лет, после чего расстались. Далида очень болезненно переживала разрыв – а когда спустя два года и Шамфре покончил с собой, ей стало совсем плохо. Певица попыталась держаться при помощи алкоголя и наркотиков, но эти скверные помощники лишь довели ее до депрессии и бессонницы.
В мае 1987 года ее нашли бездыханной в собственной кровати. Она свела счеты с жизнью. Когда певицу хоронили, чуть ли ни весь Париж приходил проводить ее в последний путь.
Десять лет спустя Далида стала четвертой женщиной, которой в Париже установили памятник, – после Жанны д'Арк, Сары Бернар и Эдит Пиаф.
Источники фото: wikimedia.org, ITAR-TASS,Global look Press/Florian David