Ушел от красавицы-жены, живет в Испании: как сложилась жизнь Альгиса Арлаускаса, сыгравшего Костика Лукова в «Спортлото-82»

Альгис Арлаускас

Исполнитель главной роли в знаменитом фильме «Спортлото-82» Альгис Арлаускас давно не появлялся на российских экранах со свежими ролями, но он и сейчас играет — в испанских сериалах. Особенно артисту удаются роли иностранцев с акцентом. А еще Альгис изредка снимает документальные и игровые фильмы, но уже в качестве режиссера.

Больше 40 лет назад на экраны вышла уморительная комедия Леонида Гайдая «Спортлото-82». Картина стала лидером советского кинопроката - ее посмотрели более 55 миллионов зрителей. У Гайдая снялись любимые актеры Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Михаил Кокшенов. Но главные роли отдал молодым: кто не помнит весельчака Костика Лукова, подарившего счастливую «лотерейку» приятной попутчице?! Сегодня Альгису Арлаускасу, сыгравшему Костю, 66 лет.

Альгис Арлаускас - наполовину литовец, наполовину испанец по происхождению. После оглушительной премьеры «Спортлото-82» его стали узнавать на улицах, поклонницы заваливали письмами. Но в кризисные для советского кинематографа времена, когда студии развалились, фильмы не снимали, а киношники уходили в таксисты, актер вместе с супругой - актрисой Мариной Шиманской - и детьми уехал из страны. В Москве Альгис бывает наездами, однако с «Экспресс газетой» в 2012 году он встретился с удовольствием. Публикуем то интервью без изменений.

- Альгис, насколько мне известно, ваши родители не были связаны с искусством. Как же вам удалось в четыре года попасть в кино?

- Мои родители были партийными работниками. Но в юности мама участвовала в самодеятельности: танцевала, играла в спектаклях. У нас была традиция - всей семьей петь по вечерам. Видимо, тогда во мне и проявилась актерская жилка. В детском саду был утренник, на который пригласили киношников. Ребята выучили стишки и читали, стоя на табуретке. Я зазубрил стихотворение про морковку. Помощник Георгия Данелия - режиссера фильма «Путь к причалу» - внимательно меня выслушал, а потом пригласил на «Мосфильм». Меня утвердили на роль, но эту сцену потом вырезали.

Первая серьезная работа случилась только в 15 лет: после съемок фильма Владимира Рогового «Юнга Северного флота» (Альгис сыграл главного героя Володю Черемина. - А. К.) я решил поступать во ВГИК. Но потерпел крах. В комиссии сказали: «У вас неисправимые дефекты речи». Я вышел из аудитории, сел на ступеньки и зарыдал. Казалось, жизнь закончилась. Позвонил Роговому - хотел посоветоваться, как быть дальше, и узнал, что основная актерская школа не во ВГИКе, а в Щукинском училище. Сегодня я понимаю, что это было мое «спортлото» - тот счастливый билет, который я вытащил. Дело в том, что в приемную комиссию я прибежал в последний день прослушиваний. Экзамен сдавал Поглазову Владимиру Петровичу. Я так окрыленно читал, что тот сразу пропустил меня в третий тур. На последнем отборочном этапе читал «Мцыри» и, видимо, так рвал на себе лермонтовские страсти, что старейшие педагоги Щуки хохотали от души.

- Как родители отреагировали на ваш выбор профессии?

- Когда я поступал в театральное, папа уже ушел от нас и активного участия в жизни семьи не принимал. Мама меня всегда поддерживала, но тут сказала: «Понимаю, что тебе нравится, но ты не представляешь, какая это сложная профессия. Да и что ты будешь делать с ней в Испании?» Моя мама оказалась в России в 1937 году - во время гражданской войны в Испании. В 1951-м в сочинском санатории познакомилась с папой. В семье всегда была цель рано или поздно вернуться на ее малую родину.

Сцена в поезде Арлаускасу особенно запомнилась: «аппетитно» есть курицу ему пришлось на протяжении десяти дублей! 

Заработал «копейку»

- Как вам, молодому актеру, удалось попасть к знаменитому Гайдаю?

- В то время я пробовался сразу в две картины: «Частную жизнь» Юрия Райзмана и «Спортлото-82» Леонида Гайдая. Райзман выбирал между мною и Олегом Меньшиковым. Гайдай же просматривал меня и Женю Герасимова. До самого худсовета не мог решить, кого из нас взять на роль Кости. Кто-то из худсовета шепнул режиссеру, мол, этот молодой актер - находка. Так я попал в «Спортлото». Правда, после этого Юрий Райзман сильно осерчал: Меньшиков не стал у него сниматься и ушел в «Покровские ворота», а я попал к Гайдаю. Райзман ворчал тогда: вот, мол, молодежь, игнорировала «живого классика».

- Вы сразу поняли, что «Спортлото» ждет успех?

- В конце съемок появились сомнения. Поговорил с Пуговкиным и понял, что Леонид Иович не в лучшей форме: и по здоровью, и по творческому запалу. Старики сетовали: не тот Гайдай пошел! Раньше фонтанировал идеями, был гейзером юмора, а сейчас потух. Конечно, «Спортлото-82» нельзя ставить вровень с «Бриллиантовой рукой» или «Кавказской пленницей», но благодаря ему даже теперь, без шевелюры и озорных веснушек, меня по-прежнему узнают.

- Слышала, вы чуть не сорвали съемки.

- Это случилось по уважительной причине: за пару дней до начала съемок отвез жену в роддом и очень хотел забрать ее с дочкой. Марину с Олей продержали в больнице еще три дня, а из Алупки мне посыпались телеграммы: «Сегодня не явишься - снимем с роли!» Проник в роддом, обнял жену, увидел дочь и только после этого улетел в Крым. Но присутствовать на выписке не смог - девчонок забирал мой брат Володя. Марина до сих пор мне это вспоминает!

Свою будущую супругу - актрису Марину Шиманскую Альгис покорил буйной шевелюрой и озорными веснушками, от которых сейчас не осталось и следа. Но и сегодня актёр выглядит очень импозантно 

- Альгис, признайтесь, супруга не ревновала вас к Светлане Амановой - вашей партнерше по фильму?

- Ну что вы?! Если муж и жена не из одной профессии, такие проблемы могли бы возникнуть. Но это не про нас с Мариной. Как можно ревновать к профессии? Мало того, если бы моя жена играла постельную сцену, я видел бы ее целующуюся на экране и она сделала бы это качественно, чтобы публика поверила, я был бы только рад! Актеры должны уметь заразить зрителя своей энергией. Мне кажется, наша со Светой романтическая сцена у костра - одна из лучших в фильме.

- Вам хорошо заплатили за участие в топовом фильме 1982 года?

- За съемки в «Спортлото» я получил приличные деньги. Мать добавила столько же, и я купил подержанную «копейку». С тех пор почти не вылезаю из-за руля, хотя боюсь уснуть во время движения. Меня потрясла смерть Виктора Цоя, к тому же я сам трижды отключался за баранкой - открывал глаза на краю обочины.

Марина Шиманская в фильме «Победитель», режиссёром которого стал её муж 

Звезды-вымогатели

- Ваша супруга Марина Шиманская снялась в десятках замечательных картин, среди которых «Берегите женщин», «Эскадрон гусар летучих». Как она сегодня поживает?

- У нас с Мариной в Испании есть небольшая школа, где мы готовим профессиональных актеров и сценаристов. Супруга - прекрасный педагог. Дочь Оля живет в Москве, продолжает нашу профессию - она режиссер. Сыну Саше 22, он учится в Бильбао, технарь.

- Альгис, вы отошли от актерской профессии и вернулись к тому, о чем мечтали, - стали режиссером. На ваш взгляд, почему сейчас почти не снимают хорошее кино?

- В советское время, чтобы стать народным артистом, нужно было стать любимцем народа. Сейчас во главе всего - гламур и псевдоактеры, набивающие себе цену и занимающиеся саморекламой. Предлагаешь такому роль - соглашается, а за пару дней до съемок на попятную: мол, мало платите. Для наших звезд полторы тысячи долларов за съемочный день уже недостаточно! Может, поэтому не появляются у нас актеры уровня Баталова, Даля, которые работали ради удовольствия.

- А как вы относитесь к ремейкам? Недавно возник скандал вокруг съемок продолжения «Иван Васильевич меняет профессию».

- Это ужас что творится. Продюсеры, делая ремейки, расписываются в собственной беспомощности - запускают свои лапы в золотой фонд советского кино и пытаются на чужом горбу въехать в рай. Это настоящий произвол!

Альгис Арлаускас