Под конец жизни у Ирины Мирошниченко не осталось ни одной подруги. Кроме Марины Зудиной, вдовы Олега Табакова, бывшего худрука МХТ, где с 1965-го и до последнего вздоха служила Ирина Петровна, никто из ее партнерш не сказал ни слова на церемонии прощания с народной артисткой. А большинство женщин из труппы и вовсе не пришли проводить белокурую суперзвезду в последний путь.
Ирину Петровну не очень любили именно актрисы. И старались держаться от нее подальше. Мирошниченко всегда была остра на язык, бравировала своими бриллиантами (она владела целой коллекцией) и старалась распространить влияние на всех и вся.
Даже живущая нынче за границей бандеровка-драматург Людмила Петрушевская на смерть актрисы выпустила эссе, где отметила ее высокомерие и страсть к роскоши:
- С Ирой мы виделись часто - в давние времена - после показов моего неразрешенного спектакля «Чинзано» в режиссуре ее [третьего] мужа Игоря Васильева. Она приходила в роскошной шубе и слегка не одобряла этот наш нищенский по сюжету спектакль: трое алкашей пьют редкое итальянское вино. Мы с ней не особо дружили, она относилась ко мне как старшая по званию. Ее положение - звезда театра - давало ей это право. Мы встречались с ней у моих подружек, художников по костюмам. Она у этих костюмеров меня поругивала тире хвалила. Говорила: «Зачем тебе длинная юбка, надо с такими ногами носить мини!» И все это с не слишком приветливой интонацией.
Понимала вину
И все-таки одна настоящая подруга у Мирошниченко была. Потомственная актриса, умница, красавица, интеллектуалка, которая никогда не гналась за славой и шиком. Увы, имя Елены Добронравовой, скончавшейся в 66 лет в 1999 году, сегодня почти забыто.
Об их дружбе, которая закончилась ссорой, рассказал искусствовед и историк театра, крестник Елены Дмитриевны - Кирилл-Эдгар Дальберг.
- Может, там, за горизонтом, за облаками, ты встретишься с моей любимой крестной Леночкой Добронравовой, с которой когда-то так дружила, с которой часто снималась в кино и с которой произошел разрыв, - обратился к скончавшейся Мирошниченко на своей социальной странице Дальберг. - Даже мне спустя годы после ухода крестной из жизни ты выговаривала, что она тебя так и не простила. А ты, похоже, об этом никогда не забывала и вину свою понимала. Ты же была умной и незабываемой. Прости и прощай, Ирочка. Светлая тебе память. Помню. Искренне.
Добронравова, отказавшаяся играть главную женскую роль в фильме «Офицеры», была очень доброй и щедрой. Например, поселила у себя и изо всех сил помогала актрисе Валентине Малявиной после того, как та вышла из тюрьмы за убийство любовника.
У Елены, как и у Мирошниченко, не было детей, и личная жизнь складывалась странно. За обеими подругами увивались толпы ухажеров, а настоящие чувства они испытали лишь раз-два в жизни. Говорят, когда в последние годы Добронравову стала одолевать жуткая депрессия, Мирошниченко, вместо того чтобы прийти подруге на помощь, демонстративно от нее отстранилась.
При этом прежде Елена очень помогала Ирине. Даже смогла убедить «великих старух» МХАТа, которые не воспринимали Мирошниченко серьезно, относиться к ней с уважением. Прима Художественного театра Ольга Андровская, по словам самой Ирины Петровны, постоянно делала ей замечания: «Не надо так громко, не надо так ярко, надо быть скромнее, тише, точнее, сдержаннее… Ведь вы играете классику».
Обиды и обидчики
С другой красавицей, Анастасией Вертинской, Мирошниченко враждовала из-за мужчины. Как известно, обе в разные годы были любовницами своего начальника - худрука Олега Ефремова. После смерти Ирины Петровны об этом вспомнили многие. Вот свидетельство маститого журналиста Сергея Николаевича:
- Весной 1987 года я попросил знаменитого фотографа Валерия Плотникова снять мне для журнала «Советский театр» всех звезд МХАТа во главе с Олегом Николаевичем. Собирали мы их долго. Там были у всех сложные отношения: у Калягина с Ефремовым, у Мирошниченко с Вертинской. Наверное, Ирина Петровна могла бы много рассказать о тогдашнем разделе МХАТа, о годах безролья, о своих женских и актерских обидах на Ефремова, а потом и на Табакова. Но она никогда этого не делала. Она была гордая женщина.
У Вертинской от рождения было все, о чем только мечтала в юности Ирина, - экзотическая красота, лоск, имя, магия, связи… А Мирошниченко, чтобы быть принятой в Школу-студию МХАТ, даже пришлось поменять доставшуюся ей при рождении еврейскую фамилию отца Вайнштейн на материнскую. А потом, чтобы войти в круг богемы, она вышла замуж за влиятельного драматурга, автора пьес о Ленине Михаила Шатрова, который был значительно старше.
- Больше всего Ирина Петровна завидовала Анастасии, что та может любить того, кого хочет. Тогда как сама Мирошниченко позволяла себе любить тех, от кого ей была польза, - судачили в окружении двух прим.
Мужчин, бесполезных для ее карьеры, Ирина Петровна безжалостно отвергала.
- Ира сломала жизнь Севе Абдулову, который безумно любил ее всю жизнь. Сева и серенады ей пел, и ради нее совершал безумства, но брак с ним ничего не давал Мирошниченко, - с горечью делился с «Экспресс газетой» Всеволод Шиловский.
Справедливости ради отметим, что и сама артистка порой страдала от влиятельных избранников.
- Во время ее короткого брака с режиссером, лауреатом Госпремии Витаутасом Жалакявичюсом он изменил Мирошниченко уже на пятый день после бракосочетания, - рассказал «Экспресс газете» писатель Александрас Белаускас. - Причем связался с ассистенткой с киностудии. Вскоре у Ирины Петровны открылись глаза, она заявила благоверному: «Какие вы все, литовцы, козлы!» - и подала на развод.
Переспать со всеми
Олег Ефремов не считал Мирошниченко хорошей актрисой. Об этом говорил один из злейших врагов Ирины Петровны - ее ненавистный отчим Яков Розенкер, которого та, по словам пожилого инвалида, оставила бомжом. Несмотря на то, что он прожил с ее матерью 40 лет.
- Один критик передавал мне слова Ефремова о Мирошниченко, что она никакая артистка, - вздыхал Яков Пинхусович.
В театральных кулуарах судачили, что история отношений Ефремова с Мирошниченко и Вертинской легла в основу афоризма Олега Николаевича, который потом стали повторять и другие худруки: «Стоит переспать с одной актрисой театра, так потом придется это делать со всеми».
…Ирина Петровна упокоилась на Троекуровском кладбище рядом с могилой бывшего актера Московского Художественного театра и ведущего телепрограммы «Фазенда» Сергея Колесникова. Он в последнем интервью «Экспресс газете» сказал:
- Самой красивой актрисой у нас за всю историю была Настя Вертинская. Невероятная красота и совершенство.
Источник фото: Кадр из фильма,Борис Кудрявов,Лариса Кудрявцева