«А старушки все падали и падали», - мрачно пошутил кто-то, цитируя Хармса. С разницей в один день ушли две старейшие народные артистки СССР. Борисова и Васильева родились в 1925 году и принадлежали к поколению, названному «молчаливым». «Чтобы жить, ты должен много работать, ничего не просить взамен и всегда держать язык за зубами», - под таким девизом прожили жизнь их сверстники. Последнее характерно для обеих.
Почти столетнюю Веру Васильеву в театре называли Верочкой за незлобивость и неконфликтность: никогда не участвовала в скандалах, ни разу и ни о ком не сказала дурного слова.
- Когда ей что-то нравится - молчит и когда не нравится - тоже молчит, - говорили коллеги про Юлию Борисову.
Несмотря на скудость фактов, в судьбах двух ровесниц века есть много общего. Обе родились в Москве, в семьях далеких от искусства. Как это ни странно, Сталин сыграл роль в становлении обеих. В случае с Верочкой это произошло напрямую. Румяная краснощекая девочка, будучи студенткой, снялась в «Сказании о земле Сибирской» Пырьева.
- Что за прелесть, - оценил вождь и присудил ей первую премию своего имени.
Юлии Борисовой вождь премий не давал. Но, сам того не ведая, повлиял на выбор карьеры. Еще школьницей она особенно трагично прочла на уроке популярное стихотворение. Горячо любимый Юлией преподаватель, утирая глаза платочком, наказал:
- Юля, поступай в театральный.
Девочка, до этого и в театре-то не бывавшая, послушалась.
Даже в официальной биографии Борисовой название стихотворения кокетливо умолчали: до неприличия плохо оно было. Юлия читала «Мальчика из Шумерли», дурные стихи, беззастенчиво воспевающие Сталина. Где-то в Шумерли умирает мальчик, и помочь ему нечем. Тогда отец пишет телеграмму вождю, и тот приходит на помощь. Потому что «Сталин - это борьба со смертью», «ведет он к великому счастью народы моей земли» и «жизнь сохраняет ребенку, мальчику из Шумерли».
Красивая старость
- Чтобы быть звездой театра, мало иметь талант. Нужно соответствовать времени. Причем даже внешне соответствовать модели, которая считается образцом, - говорил Виталий Вульф.
Эта фраза применима к обеим. Внешне они отражали эпоху. Правда, в разные ее периоды. У беспрецедентно долго остывавшей молодой Борисовой - типаж благородной советской графини. Вера Васильева набрала свое с возрастом.
Простецкая на вид Верочка и утонченная Юлия в юности были очень похожи. Как говорили в те годы, у них был типаж «девка-гром». Плотные, сбитые, с тугими косичками, глазами-щелочками и милыми улыбками. Васильева в этом образе задержалась надолго. А вот Борисова рано поняла, что нужно меняться. Похудела, похорошела. (Говорят, курила по пачке «Беломора» вместо еды.) Однокашники удивлялись: среди красавиц курса была чуть ли не самой дурнушкой, а вдруг превратилась в такую прелестницу.
Ее типаж был востребован в кино, и зрители ее очень ждали. Однако, дебютировав на широких экранах примерно в одно время с Васильевой (вторая половина 1940-х), Юлия добровольно отказалась от карьеры киноактрисы. Предпочла театр. И там ее судьба сложилась очень счастливо.
В Вахтанговском она была звездой первой величины. Сыграла все лучшие роли. Как никто умела воссоздавать ушедший мир. Режиссеры преклонялись перед ее талантом, драматурги - писали специально для нее. Опасаясь «графини», как прозвали в труппе Юлию Константиновну, туда не пошли многие выдающиеся актрисы вроде Натальи Гундаревой.
Вера Василева такого могучего дара никогда не имела. Долгое время ее уделом были разнообразные девочки и женщины в косынках. Однажды осмелилась, попросила другую роль у режиссера, но тот скривился:
- Верочка, ты пойми, далеко не все роли для тебя.
Но свое Васильева добрала с возрастом. В определенный момент она стала очень интеллигентной дамой. Тот случай, когда говорят «красивая старость». Подсушилась, приобрела благородные черты. Настоящая графиня Альмавива.
Интересно, что и личная жизнь обеих актрис сложилась сходным образом. Статусные мужья положили мир к ногам своих жен. Про Борисову судачили, будто директор Вахтанговского Исай Спектор «купил» ее своими огромными возможностями. Он ушел из жизни рано, в 1970-е годы. Но красавица хранила ему верность. Во второй раз замуж не вышла, а на надгробном камне мужа выбила «Люблю».
Васильева не скрывала, что не любит мужа, актера Владимира Ушакова. Ее сердце с юных лет было отдано режиссеру Борису Равенских, который плохо с ней обошелся.
- Да, я не любила мужа, но научилась его уважать, - подчеркивала она.
С Ушаковым она была как за каменной стеной. Он обожал жену, окружил заботой, умудряясь даже в общежитии содержать для нее прислугу.
Борисова была очень предана семье. В последний год ее подкосила смерть единственного сына Александра. У нее оставались внучки, пятеро правнуков, но после кончины наследника актриса ушла в затвор.
Васильева же детей не завела, однако в одиночестве не осталась. Милая бабушка нашла себе хорошую взрослую «дочку», познакомившись на улице с поклонницей. Она скончалась, окруженная заботой «приемной дочери» и «приемной внучки». Накануне качалась на качелях и рассуждала: заслужила ли она такое счастье?
Источник фото: Личные архивы,Борис Кудрявов, Мила Стриж/«КП»