Носила каблуки вопреки запретам, являлась на съемочную площадку с костылями: как Ирина Мирошниченко держала в узде свою болезнь
«У меня — постоянная борьба с возрастом»
В кино Ирине удалось попасть уже на втором курсе. Она получила маленькую роль в картине «Я шагаю по Москве», которая сегодня считается культовой. Несмотря на скромное участие в фильме, Мирошниченко заметили. И... она чуть не вылетела из Школы-студии МХАТ, в которой училась.
Фильм имел успех, и то, что в нем мелькнула Ирина, не прошло незамеченным для ее педагогов. А сниматься студентам не разрешалось. К счастью, удалось отделаться строгим выговором.
Андрей Тарковский называл лицо Мирошниченко «иконописным». Через несколько лет после кинодебюта актриса получила от режиссера приглашение сняться в роли Марии Магдалины в его ленте «Андрей Рублев».
За свою карьеру артистка сыграла более чем в 60 кинокартинах. Особенно зрители обожали артистку в таких, как «Вам и не снилось», «Старый Новый год», «Тайны мадам Вонг».
Мирошниченко умела держать себя в форме на публике, что бы ни переживала в жизни, как бы ни летели годы. Признавалась по секрету: «У меня — постоянная борьба с возрастом».
И все-таки в новом веке в кино Ирину Петровну снимали крайне мало. Оставались сцена родного МХТ им. Чехова, концерты и творческие встречи.
«Вошла и упала»
Окружающие не раз отмечали, что Мирошниченко мастерски водила машину. Однако без автоаварий в ее жизни не обошлось. Однажды актриса притормозила на светофоре, и в ее автомобиль сзади влетела черная «Волга». До «Склифа» артистка, которая почувствовала себя плохо после столкновения, доехала сама.
«Вошла туда и упала. Потом сделали мне какой-то укол и стали что-то говорить о каких-то людях, что они все извиняются, что это дети очень высокопоставленных начальников, что они случайно не затормозили», — рассказывала Ирина Петровна. Тогда кроме сотрясения мозга у нее ничего не нашли.
Через какое-то время артистка переохладилась на съемках. Пришлось играть сцену на пляже, когда на улице было не выше плюс 14. Утром актриса проснулась от невыносимой боли. Не помогали никакие уколы. Медики склонялись к тому, что у Ирины зажало нерв и помочь может только операция.
Ее осматривал даже доктор из Венгрии. Стучал молоточком, качал головой: «Ирина, не очень хорошо». А она умудрялась добраться до съемочной площадки на костылях, потому что откладывать было никак нельзя. И даже приплясывала в кадре, балансируя на здоровой ноге.
Обошлось, причем без операции. Но лечение было долгим. Врачи категорически настаивали, чтобы Мирошниченко больше никогда не носила каблуков. Это единственное предписание, которого она не выполнила.
«Всю жизнь бассейн. Никогда не поднимать больше двух килограммов, никогда не скакать на лошади и не ездить на лыжах», — перечисляла Ирина Петровна другие пожизненные ограничения.
«Передайте, что все будет хорошо!»
Конечно, годы никому не добавляют здоровья. Однако небрежно одетой или причесанной Мирошниченко из дома не выходила никогда. Одной из ее последних ролей в театре была Королева в спектакле «Мушкетеры. Сага».
Даже лекарства актриса носила в стильной таблетнице. У артистки в принципе не было некрасивых и случайных вещей. Она все подбирала с особой тщательностью и вкусом.
И никогда не жаловалась на жизнь. Даже в реанимации просила: «Передайте, что все будет хорошо!» Однако выиграть схватку со смертью не удалось, хотя врачи очень старались.
Напомним: Ирина Петровна Мирошниченко скончалась от последствий гриппа 3 августа. Ей был 81 год. Звезду театра и кино похоронили на столичном Троекуровском кладбище.