40 дней со дня смерти Славы Зайцева: откровенно о том, как шла ко дну легендарная империя моды

40 дней со дня смерти Славы Зайцева: откровенно о том, как шла ко дну легендарная империя моды
Вячеслав Зайцев
Сегодня, 9 июня, исполняется 40 дней после ухода знаменитого модельера Вячеслава Зайцева из жизни. Он скончался 30 апреля, измученный долгими болезнями. К сожалению, в последние годы созданный кутюрье Дом моды сотрясали бесконечные тяжбы, и что будет с кузнецой красоты и стиля после ухода ее основателя, неизвестно. Почему некогда успешное предприятие обрело скандальную репутацию, размышляют его сотрудники, на глазах которых и развивались события, которые привели к упадку.

Вячеслав Зайцев стал известным благодаря упорству, таланту и — случаю. Он признавался: если бы не статья в «Пари Матч» под заголовком «Он диктует моду Москве», опубликованная в 1963 году, не было бы его встречи с Пьером Карденом и выхода на мировой подиум. О советском модельере стали писать и другие западные издания. Зайцев тогда трудился в Доме моделей на Кузнецком мосту. Но работа была в тягость, за границу не выпускали, и в 1978-м он решил уйти. «Лучше быть полезным одному человеку, чем тешить себя надеждой быть полезным всей стране», — с такой мыслью молодой дизайнер перешел в простое ателье. И тут снова вмешался случай.

В то время отдел идеологии в ЦК КПСС возглавлял Евгений Тяжельников. Он-то и познакомил Зайцева с министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым. Тот пригласил Вячеслава к себе и сказал: «Слава, достроишь здание на проспекте Мира – и оно будет твоим». Три года Зайцев работал в ателье и занимался организацией Дома моды.

Благословенные советские времена! Благословенная советская экономика! В Доме моды работали плановый и экономический отделы, велась статистика и учет, сотрудники получали зарплату от государства, как и руководитель. Сам кутюрье занимался творчеством: создавал модели, проводил показы, выезжал с лекциями на заводы и в клубы, а частенько и за рубеж со своим Театром моды.

«Вячеслав
Вячеслав Зайцев 

Блузки, платья, костюмы, пальто хорошо продавались, завелась богатая клиентура. Это был звездный час Зайцева. Он не подозревал, что скоро беззаботным временам придет конец, и начнется долгая агония созданной им империи. В начале 90-х, когда советская плановая экономика приказала долго жить, Дом моды превратился в акционерное общество. Акционерами стали сотрудники – тогда еще многочисленные швеи, администраторы и прочие необходимые в производстве люди. Но, по словам работников, никто из них так и не увидел доходов от дивидендов. И еще интересная деталь. По закону, трудовой коллектив получил 51 процент акций, руководству же  принадлежало 49 процентов. Но со временем произошел загадочный кульбит, и управленцы стали обладателями 51 процента акций.

В конце 80-х - начале 90-х в стране по-прежнему отчаянно не хватало красивой и качественной одежды. А большинство даже состоятельных граждан понятия не имели, как заказывать костюмы в западных домах моды. И это работало на процветание империи Славы Зайцева.

Но время шло, в стране укоренился капитализм. Однако знаний о том, по каким экономическим законом должно работать предприятие, приносящее прибыль, Вячеслав Михайлович так и не приобрел. Зачем? Одежда разлеталась, как горячие пирожки, очередь в салон начиналась от метро, представители шоу-бизнеса, культуры, политики считали хорошим тоном одеваться у Зайцева.

Но на модном небосклоне загорались новые звезды. Клиентура бросилась шить наряды у Валентина Юдашкина, а новоявленные капиталисты наконец раскусили, как чудесно наезжать в Париж за новой коллекцией западных модельеров.

Для Дома моды Вячеслава Зайцева наступили непростые времена. Но все еще казалось, что трудности разрешимы. Денег от продаж стало меньше, и кутюрье поступил по-капиталистически: стал увольнять персонал. Профессионалы, способные выполнить любой заказ, и в лучшие времена не были избалованы высокой зарплатой, а теперь им просто указали на дверь. Дом ветшал, инфраструктура изнашивалась. Чтобы поправить положение, было принято решение отдать помещения в аренду. Сотрудники-старожилы с болью вспоминают, как выдирали из пола станины швейных машин, сгоняя все цеха – верхнего платья, легкого платья, мужской одежды – в один. Освободившиеся помещения заняли посторонние фирмы. Это поправило положение, но ненадолго.

«Вячеслав
Вячеслав Зайцев 

Дом моды влезал в долги, и они копились. Расход по-прежнему во многом превышал приход.

Но талантливый модельер был неграмотен в вопросах экономики и перепоручал вопросы финансового обеспечения нанятым директорам. Чем он руководствовался в их подборе – загадка. Скорее всего, личной симпатией, внутренним озарением и советами доброжелателей. Все эти люди не имели образования и опыта, чтобы создать экономически успешное предприятие. Время от времени к решению вопросов подключался Егор Зайцев, - кстати, талантливый поэт, далекий от коммерции так же, как и его отец.

Не имея внятной экономической повестки, Дом моды постепенно погружался в хаос. В 2000-х карьера модельера Славы Зайцева блеснула последним ярким всполохом - благодаря программе «Модный приговор». Но вскоре кутюрье перенес инсульт, речь стала неразборчивой, прогрессировала болезнь Паркинсона, и он ушел из проекта.

Вячеслав Зайцев в программе «Модный приговор»
Вячеслав Зайцев в программе «Модный приговор» 

Дом моды по-прежнему лихорадило от деятельности пришлых коммерческих директоров, коллективу стали хронически задерживать выплаты. По утрам в приемной на столе секретаря, должность которого, впрочем, тоже сократили, стали появляться объяснительные записки от сотрудников швейного цеха: «Отсутствовала на работе, так как зарплату не получаю уже третий месяц и заплатить за проезд нечем».

В 2016 году за дело снова взялся Егор Вячеславович. Работников обязали искать сторонние фирмы, готовые платить за использование логотипа маэстро моды. Производство продукции, ее реализация никого не волновали. Понятно, что желающих сотрудничать на таких условиях не нашлось. Арендаторы, обеспечивающие небольшие денежные вливания, стали подыскивать более современные и беспроблемные офисы. Серое громадное здание с обшарпанными стенами и древними коммуникациями погружалось в сон. Жизнь продолжалась только на нескольких этажах – швейный цех, школа моделей, административный этаж, приемный салон и магазин-бутик. Сантехники в подземелье мрачно острили при очередном прорыве трубы. Отопление в Доме моды включалось позже всех в районе, а выключалось раньше всех. Количество сотрудников швейного цеха сократилось до критического - молодые и способные швеи нашли работу в других местах.

«Здание
Здание Дома моды 

На этом фоне энтузиазм Егора Вячеславовича иссяк, и он сосредоточился на школе моделей. Место коммерческого директора осталось вакантным. Вскоре кто-то из «друзей», которые роем вились вокруг «любимого Славы» на модных показах и без конца фоткались со знаменитостью, рекомендовал ему очередной «отряд спасателей».

Бодрые ребята провинциальной закваски, ловко манипулируя, обещали экономический рывок и решали при этом личные вопросы. Они ухитрились испортить отношения с арендаторами, немногими деловыми партнерами и всеми сотрудниками. Свидетели утверждают, что эта группа коммерсантов получила пачку чистых бланков с личной подписью Зайцева и могла проворочивать любые делишки. А что творила  приведенная ими в бухгалтерию дама, можно только догадываться. К организации вечера по случаю 80-летия модельера не допускался никто из сотрудников. В итоге группа ожидаемо оставила Дом моды с очередными долгами - теперь уже за проведение юбилея.

Вячеслав Зайцев по-прежнему искал финансового гуру. То открывал Детскую школу моделей, то сдавал в аренду подиум под свадьбы и фотосессии, то произносил спичи для любого желающего за гонорар.

«Вячеслав
Вячеслав Зайцев 

Вячеслав Михайлович верил всякому, кто обещал экономическое процветание.  Каждый, кто переступал порог его кабинета, мог получить свежие бухгалтерские документы, вникнуть в коммерческую тайну, подписать у маэстро моды любое письмо. Сотрудники были в ужасе, но, если Слава что-то решил, переубедить его было невозможно. При этом он был убежден: если рассказать о проблемах журналистам, сразу найдется тот, кто просто подарит деньги. Год за годом Зайцев создавал новую репутацию легендарного Дома моды: теперь он стал домом скандалов.

Последний год руководства Вячеслава Михайловича был омрачен попытками решить проблемы тонущего предприятия с помощью некомпетентного в вопросах экономики бывшего портного Дома моды. Ничем хорошим эта затея не увенчалась. Сотрудники подали иски в суд за задержку зарплаты. И их претензии со временем были удовлетворены.

В ноябре 2019-го Вячеслав Зайцев окончательно передал руководство сыну Егору. Правда, позже не раз об этом пожалел.

«Егор
Егор Зайцев 

Новый босс пошел по накатанному пути: нанял на работу очередного визиря. Вместе они сотворили «экономическое чудо» - продали трехэтажную пристройку к Дому моду. Расплатились с долгами по аренде, зарплате, коммунальному обслуживанию. Хватило даже на небольшую коллекцию, сшитую по старым лекалам из завалявшихся на складе тканей. Сделали ремонт, правда, такой скромный, что его никто не заметил. На этом деньги закончились. Чудом сохранившиеся сотрудники, явно страдающие стокгольмским синдромом, получили уведомление о сокращении и без того мизерной заработной платы.

Возможно, мы еще услышим об очередном коммерческом «гении», который продаст еще что-то из недвижимости на проспекте Мира и вдохнет жизнь в умирающее предприятие. Пока же приходится констатировать очевидное: история Дома моды Славы Зайцева бесславно закончилась.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов