«Я буду говорить за нее текст»: как Александр Абдулов стал последней привязанностью Татьяны Пельтцер

«Я буду говорить за нее текст»: как Александр Абдулов стал последней привязанностью Татьяны Пельтцер
Татьяна Пельтцер
Любимица миллионов, «великая старуха» Татьяна Пельтцер продолжала жить на всю катушку, даже когда ей перевалило за 80. Актриса по-прежнему много курила, пила крепкий кофе и позволяла себе алкоголь. Но была в хорошей физической форме — каждое утро начинала с гимнастики. А вот мозг начал отказываться служить своей хозяйке. 6 июня исполняется 119 лет со дня рождения Татьяны Ивановны. Она покинула наш мир в 88.

«Не надо! Не убирайте Пельтцер из спектакля»

«Вас никто не любит кроме народа!» Именно так однажды в сердцах сказал Пельтцер актер Борис Новиков. Это, конечно, было преувеличением. Да, Татьяна Ивановна отличалась противоречивой натурой.

Одни называли ее «бабушка-скандал» — на конфликт актриса шла легко, могла ввернуть крепкое словцо. Однако бывала она и на редкость душевной. Соглашалась сниматься у неизвестных режиссеров, поясняя: «Надо помочь».

А народ Пельтцер действительно любил. Ее участие в фильме или спектакле уже являлось в определенной мере залогом успеха. В кинематографе Татьяна Ивановна сыграла более ста ролей, преимущественно комедийных. Главных среди них — единицы, но кто в Советском Союзе не знал Пельтцер?

Татьяна Пельтцер в фильме «Солдат Иван Бровкин»
Татьяна Пельтцер в фильме «Солдат Иван Бровкин» 

Театр имени Моссовета, Театр сатиры, «Ленком». Почти 50 образов воплотила актриса на сцене. Кем она только не была — Мамашей Кураж, Марселиной, Манефой, Крупской.

Старость Татьяна Ивановна встречала энергичной, отчаянной и... очень одинокой. Замужем она была только один раз, да и то недолго. Детей иметь не могла. Пережила не только родителей, но и младшего брата.

В последний раз в кадре зрители увидели артистку за три года до смерти — в детском фильме «Князь Удача Андреевич». Проблемы стали очевидными, когда актрисе стукнуло 85. По вечерам она штудировала театральные роли в компании своей домработницы, но толку от этого было мало.

Татьяна Пельтцер в фильме «Князь Удача Андреевич»
Татьяна Пельтцер в фильме «Князь Удача Андреевич» 

Однажды в отсутствии актрисы на репетиции в «Ленкоме» был поднят вопрос: «Что делать с Пельтцер? Она совсем не помнит текста». На защиту «великой старухи» встал 36-летний Александр Абдулов: «Не надо! Не убирайте Пельтцер из спектакля. Я буду говорить за нее текст».

«Татьяна Ивановна любовалась его красотой»

В легендарной «Поминальной молитве» по Григорию Горину слов у героини Пельтцер Берты и так было немного. Абдулов играл ее сына Менахема. Горин специально создавал роль под Татьяну Ивановну, чтобы она могла выходить на сцену. Александр трогательно опекал пожилую артистку.

Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер и Евгений Леонов в спектакле «Поминальная молитва»
Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер и Евгений Леонов в спектакле «Поминальная молитва» 

Помогал передвигаться, элегантно сглаживал неловкие моменты. Стороннему глазу было практически незаметно, что у Пельтцер большие проблемы с памятью.

Писатель, драматург и журналист Глеб Скороходов рассказывал в своих мемуарах: «Между ними сложились трогательные отношения нежной дружбы, как между сыном и матерью — они так и говорили друг про друга: “сыночек”, “мама”. Татьяна Ивановна любовалась его красотой, робко восхищалась, болела за его неудачи и успехи. Он стал ее последней привязанностью. Спас ее от отчаяния».

Зрители ждали выхода Пельтцер, встречали ее такими овациями, что приходилось «притормаживать» спектакль. Однако ситуация все ухудшалась. «Последние ее приезды в “Ленком” были без выходов на сцену. Она просто приезжала, чтобы посидеть в гримерке, подышать театральным воздухом», — делился Глеб Анатольевич.

Татьяна Пельтцер в фильме «Яблоко раздора»
Татьяна Пельтцер в фильме «Яблоко раздора» 

«Друг мой пришел!»

Незадолго до смерти у пожилой актрисы проявились подозрительность и мания преследования. Ее пришлось поместить в психиатрическую больницу. Щемящие душу воспоминания не отпускали коллегу Пельтцер Ольгу Аросеву:

«Мы с директором нашего театра... едем туда. Нас не пускают. Мы — к главврачу, а он говорит, что больная очень агрессивна, никого не узнает. Вижу, бежит Татьяна, кинулась ко мне в объятия, а врач спрашивает: “Ну, кто это к вам пришел?” Глаза ее жалобно заметались, она подумала лишь секунду и уверенно, даже гордо сказала: “Друг мой пришел!”

В конце свидания прижалась ко мне совсем беспомощно и шепнула: “Ольга, забери меня отсюда!” Мы все, директор театра, она и я, в голос зарыдали — так невыносимо было уходить от нее».

«Ленком» сделал для Татьяны Ивановны все возможное — ее перевели в самую хорошую лечебницу. В июле 1992-го Пельтцер умерла после инфаркта. Ее сиделка Анна Кукина утверждала:

«Я ходила к ней, мыла ее, меняла каждый день белье, готовила, как она любила, геркулесовую кашу на пару. “Ленком” деньги мне на это давал. Говорят, ушла она тихо. Как-то ворочалась, ворочалась, а потом затихла. Никого не звала».