Розанова стеснялась секса с Мироновым
«Весна на Заречной улице»
Картину снимали три года. Съемочная группа называла фильм «Без сна на Заречной улице». Все старались сдавать материалы в срок, чтобы не лишаться премии. Но однажды сцена с Ниной Ивановой оказалась под угрозой срыва. Актриса никак не могла заплакать в кадре. Выдавить слезу пытались с раннего утра и до обеда.
- Тогда два режиссера отошли в сторонку, пошептались, подошел один из них и сзади со всего размаху врезал ей по щеке, - делился Петр Тодоровский, работавший на фильме кинооператором. - Она свалилась с чемодана на пол и стала реветь, как корова. Ей кричат: «Текст! Текст!» До нее еле дошло.
«Любимая женщина механика Гаврилова»
Тодоровского в шутку называли дамским режиссером. За то, что в свои фильмы приглашал одних и тех же актрис, с которыми ему легко работалось: Ирину Розанову, Елену Яковлеву, Инну Чурикову... Единственной звездой, не поладившей с Петром Ефимовичем, была Людмила Гурченко.
После съемок «Любимой женщины механика Гаврилова» они не разговаривали много лет. В мемуарах «Аплодисменты» артистка объяснила, что суть конфликта - в разных взглядах на главную героиню фильма - Риту. Но очевидцы рассказывали, что Людмила Марковна вела себя на площадке как зазнавшаяся звезда.
- Она принижала и изводила его так, что однажды Петр пришел домой и в сердцах выпалил: «Я завтра возьму доску, дам ей по голове и сяду за это в тюрьму!» - откровенничала вдова режиссера - Мира Тодоровская. - Они помирились только на юбилейном вечере Тодоровского, когда отмечали его 80-летие: Людмила Марковна подошла и без слов к нему прижалась. А потом всюду говорила, что «Механик Гаврилов» - чуть ли не любимый ее фильм.
«Интердевочка»
В процессе съемок Тодоровский общался с валютными проститутками. Признавался, что больше всего запомнил 15-летнюю девочку в норковой шубе, гордившуюся «грязным» заработком. И 32-летнюю разведенку - кандидата химических наук, - которую вынудили идти на панель двое голодных детей.
Заметим, Петр Ефимович едва ли не первым в советском кинематографе осмелился показать половой акт.
- После выхода фильма я сотни писем по этому поводу получил, - вздыхал мэтр. - «Ее трахают, а она лежит, как корова», - такие были претензии. Но если бы то, как мы это снимали, кто-то со стороны запечатлел, сюжет бешеный успех бы имел. Потому что Яковлева на кушетке лежала, из магнитофона джазовая мелодия лилась, в такт которой оператор немножко камеры двигал, осветитель бебиком* водил, какие-то мазки нанося световые, кто-то бревном кушетку раскачивал, а я за задницу Лену толкал.
За «Интердевочку» Тодоровскому заплатили 120 тыс. руб. - огромные по тем временам деньги. На гонорар режиссер купил дачу среди сосен в писательском поселке.
«Анкор, еще Анкор!»
Сюжет фильма основан на реальных фактах жизни Тодоровского в военном гарнизоне «Песочные лагеря» под Костромой. Режиссер признавал, что Розанова, сыгравшая жену командира полка, которая влюбилась в лейтенанта, внешне похожа на прототип.
- Ирина согласилась сниматься не раздумывая, - радовался Петр Ефимович. - Я сохранил героине Розановой ее настоящее имя. Молоденькую медсестру на самом деле звали Люба. Когда я сказал Ирине, что на роль лейтенанта Полетаева хочу пригласить Евгения Миронова, она ахнула: «Петр Ефимович, он же совсем мальчишка, а у нас в фильме постельные сцены...» (Миронову на тот момент было 25 лет, а Розановой - 30.) Розанова очень сомневалась. Я позвал Миронова, говорю: «Ирина тебя стесняется». Он пришел на репетицию, распахнул дверь, не раздеваясь, подошел к Ирине, поцеловал ее в губы. Молодчина. Женя сразу проявил свое мужское начало, дал Ире знать, что она ему нравится, что все будет замечательно.
«Риорита»
Свой последний фильм Тодоровский называл самым правдивым. Актеры в нем почти все малоизвестные. Правда, на одну из главных ролей утвердил Дмитрия Ульянова. И едва его не угробил.
По сюжету героя Ульянова расстреливают за попытку дезертирства. Сам момент, когда в Дмитрия попадают пули, снимали в последний день.
- У меня было заряжено все тело, через меня шли провода, - вспоминает артист. - Но в суматохе мне забыли заткнуть уши. Мы начали, пошел ряд выстрелов, все посадки срабатывают, а это ох какой шум. «Ой, мамочки, как больно...» - сказал я и упал. Меня контузило. Через год я снимался в Польше, и заболело левое ухо. Меня сразу повезли в больницу, надели наушники, проверили, вынесли бумажку с аудиограммой и объяснили, что я не слышу какие-то высокие частоты. Сказали, что никак это нельзя восстановить и с годами будет только хуже.