Ярослав Гашек: стендапер начала ХХ века

Безалаберный анархист стал идейным красным комиссаром

Обзорная экскурсия по Самаре шла своим чередом. Купеческие особняки и доходные дома, модные арт-пространства, дом Алексея Толстого и Эльдара Рязанова. Вдруг я заприметила вдали бронзовую фигуру, отчетливо напоминавшую бравого солдата Швейка.

- К чему он тут? Неужто «Жигулевское» рекламирует? - спрашиваю у гида.

- Идея неплохая. Нет, просто его «отец» Ярослав Гашек жил в Самаре.

Призванный на фронт в 1915-м, Гашек при первой возможности сдался в плен русским. Воевал в Чехословацком легионе в составе царской армии, в 1918-м вступил в коммунистическую партию и отправился в Самару. Агитировал пленных белочехов биться вместе с Красной армией и отстаивать независимость Чехословакии. За месяц набрал 120 солдат в чешско-сербский отряд.

В июне белочехи вошли в город. Гашек отвел своих бойцов и тут осознал: в штаб-квартире остались важные документы, если попадут в руки врагу - катастрофа. Рванул обратно, уничтожил бумаги. Но к этому времени по городу уже бродили патрули врага. Пришлось прикидываться то пьяным, то полудурком. Так и выбрался. А потом использовал этот опыт, когда писал главную свою книгу.

Домашние вурдалаки

Биографам Ярослава Гашека, родившегося 140 лет назад, 30 апреля 1883 года, приходится нелегко: в книгах он часто использовал реальные случаи, а в жизни мог приписать себе выдуманные поступки своих персонажей. Бродяга, балагур, мошенник, выпивоха, партийный работник, талантливый писатель, двоеженец - большинство за всю жизнь столько не успевают, сколько он за свои без малого 40 лет.

Ярослав бросил школу в 15, устроился на работу, заскучал и отправился бродяжничать. Вернулся в родную Прагу, обретя нешуточный опыт. Им и делился в кабаках, между кружкой пива и рюмкой сливовицы повествуя о своих похождениях,- этакий стендапер начала ХХ века.

Потом стал записывать байки и предлагать их печатным изданиям. Образовался заработок. Пока это были истории из жизни, никто не озадачивался проверкой фактов. Но Гашек и на должности редактора журнала «Мир животных» напридумывал сенсаций: описал 16-крылую муху, раскопки древнего ящера - идиотозавра и даже повадки домашних вурдалаков. Проработал там недолго.

Швейк для чехов - верный способ развести туристов на деньги. В пивной «У Калиха», упомянутой в книге, все вдвое дороже и отвратительный сервис 

Похороненный заживо

Как-то полиция задержала 14-летнего Гашека с камнями в карманах. Объяснения о школьной геологической коллекции не убедили - в Праге шли погромы, и комиссар пригрозил расстрелять строптивого подростка.

- Дорогая мамочка! Завтра меня к обеду не ждите, так как я буду расстрелян. Господину учителю скажите, что полученные мною минералы находятся в полицейском управлении. Когда будут мои похороны, еще неизвестно, - в адресованной родителям записке уже тогда проявилось остроумие Ярослава. Это были не последние его арест и приговор.

Он несколько раз сидел за бродяжничество. Получал штрафы за хулиганство: «в нетрезвом состоянии справлял малую нужду перед зданием полицейского управления»; «недалеко от полицейского участка зажег три уличных фонаря, которые уже были погашены»; «в состоянии легкого алкогольного опьянения повредил две железные загородки». Впрочем, платить ему было нечем: гонорар за фельетоны, описывавшие в том числе эти происшествия, тут же пропивал.

Призванного в армию Гашека осудили на три года с отсрочкой до конца войны за симуляцию ревматизма (которым вправду страдал). А после перехода на сторону красных его приговорили к повешению, как предателя.

Пока товарищ Гашек устанавливал советскую власть в СССР, на родине его несколько раз похоронили. Из подарков друзей собрал коллекцию некрологов - заколот в пьяной драке с матросами, повешен (трижды), расстрелян (дважды), четвертован дикими киргизами.

Примета с преждевременными похоронами не сработала. Писатель умер за несколько месяцев до 40-летия - слабое здоровье, перенесенный дважды тиф, пристрастие к выпивке сделали свое дело.

Бравый солдат, курящий трубку, сидя на пороховой бочке, идеально вписался в самарский пейзаж 

Две светлых повести

Женившись на дочери владельца фабрики гипсовых скульптур пана Майера Ярмиле, Гашек получил от тестя начальный капитал и основал Кинологический институт для торговли щенками. Что было дальше - мы знаем из «Похождений…». Гашек стриг и перекрашивал дворняг, выдавая за породистых псов. От попадания за решетку (вместе с женой, ведь она была совладелицей) его спасло только отсутствие доказательств мошенничества.

В общем, Ярмила не могла заставить мужа остепениться. Когда отец, решивший показать месячного младенца Рихарда собутыльникам, забыл его в первой же пивной, супруга ушла от него.

В Уфе чешский комиссар, руководивший типографией,был очарован ее сотрудницей - Александрой Львовой. Они расписались в 1920-м, в том же году перебрались в Прагу. Александра была рядом с мужем до конца. А за двоеженство его не осудили только потому, что его первый брак не признавался в СССР, а второй - в Чехословакии.

Он же памятник!

«Похождения бравого солдата Швейка» переведены на 58 языков. По общим тиражам книгу Гашека обгоняют только детективы Агаты Кристи, труды Владимира Ленина и Библия.

Чехи пользуются известностью персонажа во всем мире: практически в любую пивную у них якобы захаживали Швейк или Гашек, а изображения бравого солдата украшают кабаки, сувенирные лавки и улицы городов. И надо же, чехов совсем не смущает, что писатель был убежденным коммунистом! Или дело в том, что на Швейке, в отличие от маршала Конева и павших советских солдат, можно хорошо заработать?


Кстати