«Я исполняла любые его желания»: как живет через два года после смерти Петра Мамонова его вдова Ольга
«Писал статьи о тимуровцах и пионерских слетах»
Кто-то наблюдал за Петром Мамоновым с незапамятных времен как за музыкантом и экспериментатором, а кто-то всерьез заинтересовался его личностью только после выхода на экраны фильма «Остров». Сам Петр Николаевич никогда не отрицал: совершал в жизни много поступков, которыми не гордится.
«Я, конечно, урод в семье», — запросто мог сказать о себе Мамонов во всеуслышание. Яркий, музыкальный, пластичный, артистическая натура. Его отец был инженером, специалистом по доменным печам. Мама — переводчицей со скандинавских языков.
Еще в школе у Мамонова возникали серьезные проблемы вплоть до отчисления из-за того, что он без конца «устраивал цирк». Мог, например, организовать самый настоящий взрыв рядом с кабинетом химии.
Каких только профессий не испытал на себе повзрослевший Петр. Банщик, лифтер, грузчик, кочегар, корректор. Он ведь поступил на редакторский факультет в Московский полиграфический институт. Но долго не выдержал. Он вообще нигде надолго не задерживался.
Период работы Мамонова в журнале «Пионер» припомнил как-то его коллега Андрей Максимов:
«Петр писал статьи о тимуровцах и пионерских слетах. Он был очень добрый и щедрый. Зарабатывал — и тут же все прогуливал».
Был знаком Мамонов и с алкоголем, и с веществами, от которых лучше держаться как можно дальше.
«Это просто плен, когда попадаешь к злым силам. Это бес мне так говорил: «Давай, Петро, ты у нас поэт, ты тонкий. Ты у нас выпиваешь, так как тебе невмоготу этот ужасный мир. Давай еще портвейнчика!» — делился Мамонов.
Первая семья Петра не сложилась из-за того образа жизни, который он вел. В том браке на свет появился сын Илья. Он вырос мудрым человеком и не винит родителя за то, что было когда-то.
Отбил у англичанина
Ольгу, благодаря которой многое изменилось в его жизни, Мамонов увел у иностранца. Рассказывал:
«Она была балериной. Ее очень любил один англичанин, и она хотела с ним в Англию уехать. Англичанин — профессор, преподает, уважаемый человек. Он живет в России с тех пор».
Ольга подарила Мамонову двух сыновей — Ивана и Даниила. Поводов бросить супруга и уйти с детьми, куда глаза глядят, у женщины было предостаточно. Вредные привычки неоднократно приводили Петра слишком близко к смерти.
А Ольга взялась за продюсерскую деятельность, стала верной помощницей мужа. Рассказывала:
«Я исполняла любые его желания. Его творчество — это сплошное страдание и тяжелый труд. У меня нет подруг и нет желания их иметь».
Поняла Ольга супруга и тогда, когда другие бы сказали: «С жиру бесится». «Я упёрся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем», — рассказывал о том периоде Мамонов.
Ольга смогла уговорить Петра переехать в сельскую местность в Московской области. Мамонов стал воцерковленным человеком. Отвергал многие выгодные творческие предложения, внимательно прислушиваясь к себе и стараясь избежать лишних искушений.
Сняться в «Острове» Петра убедил духовник. Так Мамонов сыграл ту самую роль, которую не сможет забыть тот, кто видел картину.
«К аукциону я не имею никакого отношения»
Стремительного ухода Петра Николаевича из жизни никто не ожидал. Никаких богатств он своим близким не оставил. Ольга Ивановна после смерти супруга утверждала, что оказалась в довольно сложном финансовом положении.
«В последние годы мы жили трудно, тяжело. Все время под угрозой отключения электричества за неуплату», — рассказывала она. А нужно было прокормить еще и многочисленных побитых жизнью кошек и собак, которых привечал Мамонов.
И все же, когда некоторые его личные вещи «всплыли» на одном из аукционов, Ольга Мамонова заявила, что тут ни при чем. Вещи действительно отдавала, но, как ей сказали, в музей рок-н-ролла. Один только концертный костюм был продан за 300 тысяч.
«К аукциону я не имею никакого отношения. Люди просят в музей, говорят, что отдадут на реставрацию. Оплатили мне электричество. Многим я раздарила Петькины вещи, его рубашки. Поклонники, его друзья были счастливы», — рассказывала вдова.
Петр Николаевич Мамонов нашел последний приют на кладбище города Верея Московской области. Ольга Ивановна часто бывает на могиле покойного мужа. На ней появился памятник из белого мрамора.
«Никто из друзей мне ничем не помогал, мне сын дал деньги. Иван работает оператором, у него был проект. Хорошо получилось, я хотела крест — и сделали крест», — утверждает Ольга Мамонова.