«Когда я предстану перед Всевышним, у меня с ним будет большой и серьезный разговор», — сказал в одном из интервью народный артист РФ Валерий Гаркалин. Он не скрывал, что в жизни неоднократно проигрывал борьбу с искушениями. Не понаслышке знал о зависимостях и не искал себе оправданий. 11 апреля замечательному актеру могло исполниться 69 лет. Однако судьба отмерила ему только 67.
«Я вышел и зарыдал»
Мы могли никогда не узнать артиста Гаркалина, если бы не его упорство. Валерий рос в простой семье. Мама работала кассиром в столовой, а отец заведовал автомастерской. Оба не были рады стремлению сына стать актером.
Попытки Валерия поступить в театральное учебное заведение заканчивались провалом. Особенно ярко отпечатался в памяти случай, который произошел на прослушивании в Щукинском училище.
После прослушивания Гаркалина попросили остаться. Он, было, приободрился и никак не ожидал того, что последовало дальше.
«Преподаватель мне говорит: “Молодой человек, вы очень мне понравились. Но если на своем пути увидите театральный институт — обходите его за километр!”. Я вышел и зарыдал», — рассказывал Валерий.
И все-таки он пробился. Смог попасть на факультет кукольного искусства в Музыкальное училище им. Гнесиных. Экспериментальный курс тогда набирали Леонид Хаит и Сергей Образцов. Выпускники в 1970-е создали театр «Люди и куклы» и колесили по всему Советскому Союзу.
Позже в судьбе Гаркалина был ГИТИС, факультет режиссуры массовых представлений. Актера, наконец, приняли в труппу Московского театра Сатиры.
Вошло в жизнь артиста и кино. Особенно прославило Гаркалина в 1990-е участие в комедии «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Сам Валерий считал, что эта картина сослужила ему и не очень хорошую службу.
«Шлейф комедийного артиста так до сих пор и тащится за мной. Попытки меня снять в других героических, драматических планах вообще не поступают», — как-то сетовал Валерий Борисович.
«Я ощутил, что схожу с ума»
«Мне казалось, что она примиряет меня с действительностью», — так говорил Гаркалин о водке. Как это нередко бывает, актер и заметить не успел, а алкоголь начал управлять его жизнью. То, что начиналось с озорства, со временем вылилось в серьезную проблему.
«Мы позволяли себе выпивать прямо на занятиях. Кто-то под партой разливал сорокаградусный напиток в чайную чашку либо крышку от термоса, извинялся перед педагогом, мол, у кого-то болит горло и ему необходимо выпить горячего. Мнимый больной отхлёбывал из чашки маленькими глотками, не морщась и, естественно, не закусывая», — вспоминал актер.
Наступили времена, когда пьянство начало приводить к срывам съемок и спектаклей.
«В какой-то момент я вообще перестал управлять реальностью. Однажды, будучи в некотором подпитии, я осознал, что не понимаю, куда именно приехал. Я ощутил, что схожу с ума», — делился артист.
Войну с алкогольной зависимостью он вел всю оставшуюся жизнь. Старался держаться, прежде всего, ради близких. Объяснял:
«К сожалению, люди умирают из-за алкоголизма. Приказать себе этого не делать — можно. Если я выпью рюмку, то умру. Мне нельзя пить».
Валерий ухитрился испытать на себе и то, что значит быть игроманом. Этой зависимости поддался, когда надолго смог отказаться от спиртных напитков. А началось все со случайного выигрыша крупной суммы.
«Это действительно ловушка, после которой пошли такие раздевания, такие разувания, что мало не покажется. Люди думают: если они проиграют, то вернут эти деньги. Ни одно казино, ни один автомат этого не сделает. Он всегда тебя обыграет. По теории вероятностей», — предостерегал Гаркалин других от вступления на скользкий путь.
Валерию удалось выбраться из западни. Рядом была верная супруга Екатерина. Об их любви, которая продлилась более 30 лет, ходили легенды. Екатерина скончалась в 2009-м от онкологического заболевания. Больше актер не женился. Говорил: «Мне не страшно умереть — меня там ждет Катенька».
Один на десять тысяч
И все же когда в нашу жизнь вошел ковид, Валерий Борисович изо всех сил старался избежать заражения. У Гаркалина было слабое сердце, он перенес несколько инфарктов и клиническую смерть.
«Валера очень боялся заболеть, все время сидел в маске. Был случай, что он ждал своего выхода на сцену в маске. Он увлеченно следил за происходящим на сцене. Так в маске и вышел. Поразительно, что зрителей это не очень удивило», — рассказывал коллега Даниил Спиваковский.
Гаркалин не был противником вакцинации и ставил прививки. Но, увы, антитела у актера так и не выработались. Как говорили медики, это довольно редкий случай. Таких примерно один на десять тысяч.
За жизнь актера врачи боролись почти два месяца, но болезнь оказалась сильнее. У Гаркалина развился септический шок, один за другим начали отказывать внутренние органы. «Врачи надеялись его вытащить, хотя говорили прямо: «Ситуация плохая — и возраст, и сосуды», — делилась дочь Ника.
Валерия Борисовича не стало 20 ноября 2021-го. Последний приют он нашел на столичном Миусском кладбище недалеко от могилы супруги.
Источник фото: Global Look Press/Vladimir Myshkin,кадр из фильма,Global Look Press/Ekaterina Tsvetkova,Зарембо Игорь/ИТАР-ТАСС,Сергей Карпухин/ТАСС