Заставил советских женщин носить купальник под платьем: эротические нововведения Леонида Гайдая
Гайдай придумал гениальное. Съемки в белье и трусах на советском экране были под запретом. А вот купальники никто не запрещал. Поэтому в фильмах Леонида Иовича дамы снимались в них.
Хорошая девочка Лида, занятая подготовкой к экзамену в московской квартирке, снимает платье и оказывается в отличном красном купальнике. (При этом, как мы помним, Лида прибыла из института, а не с пляжа.) Тоже в купальнике, правда, в зеленом, предстает перед Горбунковым валютная проститутка Анна Сергеевна в гостиничном номере. Слитный костюм для плавания предусмотрительно оказывается под штанами и рубашкой «красавицы, студентки, комсомолки» Натальи Варлей из «Кавказской пленницы».
И пока редкий зарубежный зритель ломал голову, почему советские женщины носят купальники под платьем, советские люди легко прощали режиссеру такие вольности. Все это было значительно лучше, чем принцип «в шубе и под одеялом», культивировавшийся в отечественном кино.
Молчание Гришаевой
Шалить Леонид Иович начал примерно с «Операции «Ы»…», когда в 1965 году удивил советского человека голой задницей. Правда, мужской. По которой Федю (актера Алексея Смирнова) в воспитательных целях хлещет студент Шурик (Александр Демьяненко).
Но лиха беда начало. Уже во второй новелле «Операции…» зрителю показали почти что целую голую женщину в исполнении Натальи Селезневой.
Кто видел ее знаменитый красный купальник, тот не забудет никогда. Но если бы режиссер следовал правде жизни, то студентка Лида, выпутавшись из платья, должна была остаться в женских трусах с начесом, до колен, зеленовато-ядовитого цвета (такие продавались в то время в магазинах). Наверняка Шурик потерял бы сознание не только от гламура, но и от аромата начеса в летнюю жару.
Уже в следующем своем фильме Гайдай снова показал шикарные формы Натальи. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» царь рассматривает на сцене плакат, на котором Селезнева запечатлена в купальнике.
Затем голых женщин и частично мужчин Леонид Иович последовательно насаждает в каждую свою ленту. В «Бриллиантовой руке», к примеру, зритель увидел обнаженного по пояс и шерстяного, как кофта, Леонида Каневского. А также танец проститутки и отлетевшую застежку от лифчика.
В 1979-м голую, как правда, попу на весь советский экран засвечивает финская актриса Рита Полстер в фильме «За спичками». (Были в этом кино и другие смелые сцены, но в советском прокате весь изюм повыковыривали.)
В картине «Спортлото-82» Михаил Кокшенов дефилирует в микротрусах со звездами, а Светлана Аманова разгуливает в купальнике средь бела дня. Но тут даже нет никакой натяжки: действие происходит в разгар курортного сезона. В той же картине, не удержавшись, Гайдай «раздел» еще и актрису - Луизу Мосендз. Безо всякой надобности, а так, просто поглядеть.
Когда грянула перестройка, режиссер пустился во все тяжкие. В 1989 году в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» стилем ню радует Ирина Феофанова. А в последней своей работе - «На Дерибасовской хорошая погода…» мэтр сумел обнажил американскую актрису Келли Мак-Грилл. Плюс показал зрителям стриптиз в исполнении советских девушек. Поговаривают, что в одной из красоток с серпом и молотом на трусах можно узнать черты Нонны Гришаевой. Однако доподлинно свидетельствовать нельзя: сама Нонна хранит по этому поводу гордое молчание.
Харрасил ли режиссер актрис
А вот Светлана Светличная гордое молчание не хранит. Как-то в передаче «Выход в люди» на канале «Россия» она пожаловалась, что Гайдай ее «осматривал с головы до ног», и вел себя «навязчиво». По словам Светланы Афанасьевны, продолжению притязаний помешало то, что она была «гордой и неприступной». Как говорится, свежо предание, а верится с трудом. Ведь пожилая звезда уже много лет выступает в жанре «все, что было не со мной, помню».
Другое дело - Наталья Варлей. Три года назад инфополе взорвала автобиография «Канатоходка», где «кавказская пленница» поведала о харрасменте со стороны Гайдая. Якобы режиссер зазвал ее в номер и целовал так страстно, что даже застукавшая их его супруга - актриса Нина Гребешкова - не охладила пыл без пяти секунд изменщика.
Если верить Варлей, бедного Леонида Иовича и тут постигла неудача. Якобы Наташа выскочила и убежала. А Гайдаю ничего не оставалось, как отомстить ей. И тогда в рамках жестокой ответки он отдал голос ее Ниночки актрисе Надежде Румянцевой.
Если судить по логике Варлей, то неудача постигла Гайдая не раз. Через несколько лет Румянцева же говорила за Варлей уже в гайдаевских «12 стульях». А еще неприступную кинозвезду переозвучили в «Вие», к которому Гайдай не имел никакого отношения.
Несмотря на то что Гребешкова назвала Натальины воспоминания последствиями климакса, очевидно, что откровения на этом не закончатся. Ждем сенсаций из Иркутска, куда Варлей как почетную гостью пригласили на празднование 100-летия Гайдая.
«Без тебя не проживу»
Надо думать, что с таким мужем Гребешковой приходилось непросто. Гайдай был ценителем женской красоты и пялился на дам не таясь. «Ой, какая великолепная женщина!» - мог он сообщить на весь автобус, не стесняясь присутствия супруги. При этом ей самой прямо говорил:
- Понимаешь, Нинок, ты ведь некрасивая.
И у женщины опускались руки.
А ведь ради него Нина Павловна совершала подвиг. По сути, забросила актерскую карьеру и отдала всю себя благу семьи. Готовила, стирала, убирала. Вкручивала лампочки, которые не умел вкручивать муж. Лежала с отверткой под сломанной машиной, которую супруг был не в состоянии починить.
Однажды она сделала попытку уйти от него и уже собрала чемодан. Но Гайдай повел себя по-шуриковски. Не пытаясь остановить, только сказал грустно:
- Не уходи, Нинок. Я ведь без тебя не проживу.
Она вернулась и больше не уходила. Вместе Гайдай и Гребешкова прожили 40 лет. Нине Павловне хватает мудрости ни в чем не винить Леонида и не бросать тень на плетень. На все расспросы она отвечает, что режиссер был верным мужем. Точно таким, как Семен Семенович Горбунков. Женскую красоту ценил, но изменять жене ему было просто неинтересно.