«Безногих актеров не бывает»: как Леонид Гайдай уговаривал фронтовых хирургов сохранить ему ногу
«Смотрю: проволочка какая-то»
Когда началась война, уроженец города Свободный Амурской области Леонид Гайдай еще только окончил железнодорожную школу (сейчас это один из лицеев «РДЖ»). Будущий режиссер рвался на фронт добровольцем, но получил отказ. Леонид всегда был очень худым, до болезненности.
Ему довелось некоторое время трудиться рабочим сцены в Иркутском драматическом театре. Спектакли в нем тогда давала прибывшая в эвакуацию труппа Московского театра сатиры. Леонид с замиранием сердца смотрел все постановки. Так родилась в его душе мечта стать актером.
Позже Гайдая все-таки призвали. Отправили, однако, в Монголию объезжать лошадей для фронта. В Монголии было безопасно, хотя и очень голодно. Однако Леонид по-прежнему стремился в самое пекло.
«Другие как-то хитрили, старались себя сберечь. А Гайдай — всегда грудью вперед. К счастью, судьба его сохранила», — позже скажет жена знаменитого режиссера, актриса Нина Гребешкова.
Он все-таки оказался на Калининском фронте. По причине неплохого знания немецкого языка Леонида определили во взвод пешей разведки. Главной задачей разведчиков было, конечно же, добывать сведения о противнике.
Гайдая наградили медалью «За боевые заслуги». В приказе о награждении записано: «Забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного».
Через четыре с небольшим месяца на фронте, возвращаясь с задания, Леонид случайно подорвался на противопехотной мине. Брату из госпиталя он писал:
«Иду, тяжело тащить «языка»! Передал его другому — нас там пять человек в поиске было — приотстал от усталости. Еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я ее — раз, и цепляю ногой! А это — натяжка от мины».
Будущий режиссер всенародно любимых в Советском Союзе фильмов выжил, но оказался надолго прикован к постели.
Игнорировал даже трость
Ногу Леониду хотели отнять. А он со всей страстью уговаривал хирургов ее сохранить: «Безногих актеров не бывает!» Врачи смогли сделать так, как хотел Гайдай. Однако всю оставшуюся жизнь ему пришлось страдать от сильных болей из-за засевших в конечности осколков.
Домой Леонида отправили на костылях, признали инвалидом, негодным к дальнейшей службе. Гайдай научился ходить даже без помощи трости. Он тщательно скрывал от окружающих свою проблему. Очень горячился, если кто-то случайно узнавал и упоминал о ней.
Как и мечтал, Леонид освоил актерскую профессию. Учился в театральной школе при Иркутском областном драматическом театре, где поработал и осветителем, и артистом.
И все же ранение давало о себе знать. Было очевидным, что путной карьеры на сцене сделать не получится. В 1949-м Леониду удалось поступить на режиссерский факультет ВГИКа.
Незадолго до выпуска Гайдай дебютировал в кино как актер, а затем начал режиссерскую карьеру на «Мосфильме». Подарил нам почти 20 фильмов, в числе которых такие шедевры, как «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Не может быть!», «За спичками» и другие.
«Надо радоваться, что он прожил хотя бы до 70»
Леонида Иовича нет с нами уже 30 лет. Он ушел из жизни неожиданно в 1993-м, в один момент. Находился в больнице. За свою жизнь режиссер много болел. Когда был госпитализирован в последний раз, ситуация складывалась серьезная, но, как казалось, не критическая.
«У Лени было воспаление легких — они наполнялись жидкостью, ему делали откачку. Я ночевала в больнице. Раз в три-четыре дня уезжала домой, ночью стирала пижамы», — вспоминает Нина Гребешкова.
Прямо при ней режиссер вдруг закашлялся и перестал дышать. Он скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Врачи ничем не могли помочь.
Потом Нина Павловна скажет: «Я была рада, что Леня не мучился. Надо радоваться, что он прожил хотя бы до 70 лет. Был раненый, перенес туберкулез легких. Весь больной, начиная от макушки и заканчивая пятками».
Леонид Иович похоронен на столичном Кунцевском кладбище. Гребешкова трепетно хранит память о муже. Ей сегодня 92. До недавнего времени Нина Павловна продолжала появляться в кадре. Сыграла небольшую роль пожилой соседки во втором сезоне «Содержанок», вышедшем в 2020-м.