На похоронах Кайдановского Глузский узнал неожиданную вещь
- Михаил, какие-то памятные мероприятия в честь вашего дедушки планируются?
- Да. Хочу с Гильдией актеров и Домом кино договориться, чтобы провести вечер его памяти. Мне 45 лет и из них уже 21 год деда нет. Мы полные с ним тезки. Михаил Андреевич Глузкий (по инициалам - МАГ) - и я, и он.
В день его смерти в Интернете я познакомился со своей будущей женой Марией Андреевной* Григорьевой* (тоже - МАГ), сейчас она Глузская. Получается, меня Господь одного МАГа забрал, а другого МАГа дал. Детей, к сожалению, у нас пока нет.
- Чем, уважаемый МАГ, занимаетесь?
- Я хоть и юрист по образованию, но уже восемь лет работаю директором Московского хорового театра, куда ушел с хорошо оплачиваемой работы на очень небольшие деньги. Не жалею. И до сих пор мечтаю стать актером. Считаю, что еще не поздно мне. Готов и на сцену выйти, и в кино сниматься. Внутри готов, но побаиваюсь - такая ответственность перед дедом.
- Он бы одобрил?
- Однажды в Доме кино мы с дедом столкнулись с Леонидом Куравлевым. Тот спросил: «Наверное, Миша станет, как и вы, прекрасным актером?». Дед мудро ответил: «Он в первую очередь должен стать хорошим человеком, а профессия его сама найдет».
- Ваша сестра придерживается этого же принципа?
- Лизе – 37. Она училась в школе «Класс-Центр» под руководством Сергея Казарновского, а сейчас - кулинарный блогер. Раньше на ТВ вела подобную программу, автор кулинарных книг. У нее есть сын Андрей. Так звали и нашего с ней покойного папу. У нас в роду традиция - Михаил и Андрей для нас знаковые имена. Был бы у меня сын, одним из этих имен назвал бы его.
- Чем занимался вас с Лизой папа – Андрей Михайлович?
- После окончания Школы-студии МХТ, стал заведующим художественно-постановочной частью театра-студии Киноактера. С дедом, своим отцом, там работал. Потом получил диплом в Высшей партийной школе, преподавал. В 90-е занимался строительством, была своя фирма, участвовал в возведении значимых объектов Москвы, например Храма Христа Спасителя. Папа был интеллектуал, невероятный интеллигент и большой души человек. Чуть не дожил до 60 лет.
Знаете, мы, Глузские, очень связаны друг с другом. Когда деда не стало, бабушка сказала: «Два года еще побуду с вами и к деду уйду». Ровно так и произошло. В общем мы маги еще и потому, что многое магическое есть и было в нашей жизни.
- А что магического у вашей тети Марии, младшей сестры папы?
- Мы с ней совсем не общаемся. К сожалению, у нас абсолютно разные политические взгляды. Я патриот своей страны, восемь лет никуда, кроме России не езжу отдыхать. Это моя принципиальная позиция: заработанные здесь деньги трачу тоже здесь же, а не вывожу. Такова моя личная санкция. Многие знакомые перестали со мной общаться.
Дед тоже был патриотом. Даже если бы у него и случились внутренние разногласия, он остался бы на своей Родине, никогда бы не уехал и не стал бы дать порочащее страну интервью.
Я помню лето 2000 года. Трагедия с подводной лодкой «Курск». Дед пошел и очень большие деньги выслал вдовам погибших парней. Мы и не знали об этом. Случайно обнаружили уже после его ухода.
Предательство профессии
- Михаил Андреевич был принципиальным во всем?
- Я с дедом в одном актерском дом жил рядом со станцией метро «Аэропорт», но в разных подъездах. Почти каждый день виделись и общались. Если он был в Москве. Но чтобы начать с ним разговор, нужно было внутри собраться. Он не был таким добрым дедушкой. Всегда держал марку. И ты должен был соответствовать ему. Вольностей и ошибок нельзя было допускать. Он трепетно следил за речью. Я его не боялся, но он для меня был авторитетом. И очень хотелось походить на него.
Как-то он взял меня с собой в Крым, на кинофестиваль. Гуляли по Ялте, он о многом рассказывал. А я уставший был, не выспался, и случайно зевнул. Получил по первое число. Раз, мол, ты зеваешь во время разговора, значит тебе не интересно. И дед замолчал.
- Строго!
- Но справедливо. У деда была традиция. Если после просмотра очередного фильма ему понравилась работа кого-то из коллег, он брал справочник Союза кинематографистов и звонил артисту или режиссеру и выражал благодарность. При этом эта были искренние слова. Без всякой зависти. Сейчас я часто общаюсь с молодыми актерами и слышу – кто-то из них едет на съемку играть главную роль, а про фильм и своего персонажа ничего почти не знает. О как! Для деда это был бы непрофессионализм и предательство профессии.
Когда ему Нику вручали в номинации «За честь и достоинство», он со сцены тогда сказал: «Постараюсь не посрамить». Он и в самом деле всю жизнь прожил под девизом – честь и достоинство. А получая премию «Кумир» вместе с Вячеславом Тихоновым и Лидией Смирновой, вздохнул: «Какой я кумир? Вот Слава и Лида - другое дело». Он всю жизнь себя просто крепким актером считал. Но в тоже время был народным артистом СССР. Многие зрители его знали и любили, не обделен работой. Часто брался и за роли второго плана. Это вызов - чтобы и его героя зритель запомнил. А в 90-е, когда много мусора и ужасных сценариев появилось, понятно, отказывался играть. Но за столько лет после его ухода в мир иной, я, слава Богу, ни слова грязи в его адрес не слышал.
Спас девушку
- У меня был ключ от их с бабушкой почтового ящика, почту им приносил, - продолжает Глузский-младший. - И видел очень много писем от зрителей, что ему приходили. Сейчас благодаря соцсетям, мне люди показывают свою переписку с дедом. Фантастика! Чтобы знаменитый человек конкретно тебе писал ответ от руки - полный, интересный, с рассказом, байками, пожеланиями. Каждый день он писал людям письма. Осознание этого - просто до слез и мурашек.
Дед с бабушкой в 1950 году познакомились в гостях. Дед влюбился с первого взгляда, и больше бабушку от себя не отпускал. Та же тогда замужем была, но уже забеременела от деда моим папой, а первый бабушкин супруг ей все развод не давал. Дед и бабушка очень интересную жизнь вместе прожили. По миру ездили, отдыхали в пансионатах.
Помню, когда я поднимался к ним в квартиру на седьмой этаж и если звонил, а он не реагировал – значит, дверь в квартиру открыта. Нужно было на цыпочках войти, передать что-то бабушке и быстро уйти. Значит, дед репетирует и ему нельзя мешать. Он каждый день по несколько часов оттачивал свое мастерство.
- Правда, что он дружил с Александром Абдуловым?
- Да. Как к своему сыну относился. Папа мой Андрей и его сестра Мария в 50-е годы родились. А с Александром дед познакомился на съемках, будучи пожилым человеком. При общении с ним становился, как мальчишка - легкий, энергичный. Мог похулиганить. А на вечер памяти деда, спустя год как он ушел, Абдулов опоздал на свое выступление минут 40. Оказывается, по пути попал с другом, актером Сергеем Степанченко в аварию. Абдулов вышел из машины, положил на капот документы и ключи от авто, сказал: «Оформляйте», а сам уехал.
- Ваш дедушка сыграл Кота в режиссерском кинодебюте Абдулова «Бременские музыканты & Co»…
- Любил он Александра, вот и согласился. Они разные были совсем. Но и общего много. Например, мужская харизма и энергетика, легкость у них в общении, невероятное уважении друг к другу. Да и противоположности притягиваются. По-моему как раз на картине «Десять негритят» они познакомились.
А фантастический артист Александр Кайдановский, другой партнер деда в «Десяти негритятах», оказался его огромным поклонником. И даже у себя в кабинете повесил его портрет. Но дед узнал об этом только на похоронах Кайдановского. И до конца жизни уже портрет самого Александра у него в кабинете висел. Оказалось, Кайдановский мечтал с дедом работать, но боялся сделать шаг навстречу и что-то ему предложить.
Возвращаясь к Абдулову, скажу, что Александр деда в больнице навещал, когда тот болел. Но дед даже в такой момент за младшего товарища переживал и просил «Саша надо к врачу сводить, у него проблемы со здоровьем». Абдулов, кстати, нашел им роль для двоих. Но, увы…
- Сами «Десять негритят» любите?
- Картину я видел очень много раз. Но ровно до убийства генерала, персонажа деда. Дальше почему-то не смотрел, что-то сдерживало. Но экранизация прекрасная. Очень люблю его характерную роль, пусть и отрицательную. Дед о своих киноработах мало говорил. Разве что, иногда шутил, что Гайдай, наш сосед по дому, его увековечил в картине «Кавказская пленница»,
У деда был хороший автомобиль, но чаще он спокойно ездил на метро, как и многие наши звездные соседи. И, однажды на эскалаторе он спас падающую девушку и результате порвал связки. Потом, чтобы восстановиться, по пансионатам ездил, на лыжах ходил. Но все-таки пришлось передвигаться, опираясь на трость. У него их было несколько. Трости деда хранятся в доме моей мамы.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов