Глузский лихо обошелся с путаной от Стеклова и Дворжецкого
- Михаил, ваш дед сыграл множество ролей в кино, но почему так мало работал в театре?
- Дед любил театр, часть жизни состоял в штате Театра киноактера, так как много снимался. Ну не принимали его театральные артисты, очень ревностно относящиеся к коллегам из кино. Но был в жизни деда и театр «Современник». Там он играл в спектакле «Карамазовы и ад» с Евгением Мироновым. А в середине 90-х в театр «Школа современной пьесы» его пригласил Иосиф Райхельгауз. И хотя у меня с ним много противоречий по политическим взглядам (я - патриот, а он - вряд ли), но за те роли, что он дал деду и продлил его творческую жизнь, я ему очень благодарен. Например, за отличный спектакль «Антигона в Нью-Йорке», где дед с Валерием Бариновым играл.
- А еще Михаил Андреевич блистал вместе с мамой Андрея Миронова Марией Владимировной в спектакле «Уходил старик от старухи», ставшей ее последней работой.
- Райхельгауз взял эту пьесу специально под Марию Владимировну. Но никак с ее сложным характером не могли найти ей партнера. Никто, включая Льва Дурова, Мироновой не нравился. А деда, старше которого она на семь лет, считала юнцом. Но в какой-то момент сама предложила его кандидатуру. И дед растопил ее сердце. Два мастера сразу начали продуктивно работать. Думаю, она все-таки по отношению к деду была немного другая, нежели ко всем остальным. Я много раз смотрел их спектакль - супер! Когда Мироновой-старшей не стало, пытались найти деду другую партнершу. Вия Артмане приезжала пробоваться из Риги, но ничего не вышло. Марию Владимировну так никто и не смог заменить, и спектакль закрыли.
Пьяные «дальнобойщики»
- Благодаря «Школе современной пьесы» дед подружился с Владимиром Стекловым и Евгением Дворжецким, - продолжает Глузский-младший. - Последний даже в честь моего деда своего сына Мишей назвал. Для деда стало чудовищной трагедией, когда Евгений в автокатастрофе погиб. Алексей Колган (следующий муж вдовы Евгения Нины Дворжецкой - Я. Г.) озвучивал деда в его последней картине «Дальнобойщики». В сценах, снятых в помещении, дед сам успел за своего героя записать голос. А в тех, что на улице - уже Колган.
- Михаилу Андреевичу нравилась работать в этом сериале?
- На съемки «Дальнобойщиков» дед, как и всегда, не позволял себе опозданий, несобранности и, конечно, не выпивал во время работы. Но, к сожалению, некоторые герои, их все знают, были с ним в этом плане не согласны. Однажды, когда дед увидел их в неподобающем состоянии, развернулся и объявил, что нельзя в таком виде играть, и собрался вернуться домой. Они повинились, и за час, отмокнув в холодном пруду, оказались готовы. Видно, неудобно стало перед дедом. А со Стекловым и Дворжецким, которые однажды в шутку вызвали к нему на гастролях в номер проститутку «расправился» по-другому.
- Как?
- У девушки была почасовая оплата, и они сразу заплатили ей за первый час. Но даже через два она не вышла от деда. Заглянули они к нему и видят - она на диване лежит, закрытая пледом, а дед сидит в кресле и читает ей стихи. Увидел их и с улыбкой говорит: «Что смотрите? Давайте платите». Дед всю жизнь был верен моей бабушке. Они с 1950 года всю жизнь прожили вместе. Так и мои родители - с момента, как поженились в 1976-м, так до конца жизни отца в 2011-м не расставались. Вырастили меня и мою сестру Лизу.
- Вы знаете историю любви дедушки и бабушки?
- Конечно. Они познакомились в гостях. Дед влюбился с первого взгляда и больше бабушку от себя не отпускал. Та же тогда замужем была, уже забеременела от деда моим папой, а первый бабушкин супруг ей все развод не давал… Дед и бабушка очень интересную жизнь вместе прожили. По миру ездили, отдыхали в пансионатах. Дед был очень хозяйственным. По молодости работал помощником электрика в ЦУМе. И до конца жизни сам в доме все чинил. Изредка готовил. У него было два фирменных блюда: баранья нога и невероятно вкусный рыбный супчик, который он варил из плавников и голов. В начале 90-х в его квартире вставляли пластиковые окна. Дед и бабушка снова куда-то уехали и смотрителем оставили меня. Два мастера увидели, что на кухне размораживались две головы горбуши, хребет, плавники. Ребята были в шоке, что народный артист СССР сам себе готовит, да еще из таких ингредиентов.
- Он был щедрым человеком?
- В начале 90-х машину у деда угнали прямо из гаража во дворе дома, когда он уехал на съемки на авто, предоставленном киногруппой. Пропажу обнаружил мой папа и решил до поры его не расстраивать. Дед вечером вернулся с работы, сел ужинать, а в его любимой программе «Времечко» вдруг объявили: «Сегодня угнали машину народного артиста СССР Михаила Глузского». Дед посмотрел на бабушку и произнес: «Не повезло артисту Глузскому!» Все, что можно купить за деньги, он не считал потерей.
«Недуг – не отговорка»
- Наверняка у него было много друзей. А его врагов помните?
- Дед дружил с Владимиром Этушем, а сейчас с его вдовой Еленой моя мама общается. Этуш и Глузский были два хохмача - шутки-прибаутки, мальчишеские забавы. Этуш был очень собранным и интеллигентным, грань никогда не переходил. А вот на Евгения Моргунова дед как-то крепко обиделся за похабные шуточки. Пошлость не любил и перестал с ним общаться. И вот однажды им довелось вместе поехать в Питер. Но едва там помирились, Моргунов снова сказал какую-то фамильярность. Дед плюнул: что тут сделаешь?
У деда было куча знакомств и связей. Вплоть до самого Кремля. Например, его обожал тогдашний министр обороны Павел Грачев. Но он никогда в жизни этим не пользовался. Его и жена генсека Черненко очень любила, если бы ее влиятельный муж подольше пожил, деду обязательно дали бы Героя Соцтруда. И тогда ему были бы положены и машина с водителем, и госдача. Потом с дедом через Марию Владимировну Миронову подружилась Наина Ельцина. Я с ним бывал у Ельциных в гостях, в их московской квартире на Осенней улице. Ельцин был, конечно, слабым президентом, но как человек - очень приятный и душевный, как и его жена. Наина Иосифовна на похороны к деду приходила и целый день тогда с нами провела, а Бориса Николаевича на прощание врачи не отпустили.
- Как Михаил Андреевич ушел из жизни?
- За месяц до этого он гостил у друзей в США. Продолжал вести активную жизнь. Играл в «Чайке» в «Школе современной пьесы» у Райхельгауза. Тот, кстати, рассказывая о последних днях жизни деда, замечал, что на последний в своей жизни спектакль тот не сам пришел в театр, а его принесли на руках или привезли на каталке. Мой папа ему позвонил в больницу и попросил отменить показ, но дед отказался. Билеты на эту поставку с его участием раскупались за несколько месяцев вперед и он не мог подвести своего зрителя. В результате папа повез деда в театр. И тот своими ногами отправился в гримерку. А дальше просто играл на коляске, как предполагала роль, вышел на поклоны на своих двоих. И только потом папа повез его в больницу, потому что случилось ухудшение.
- Наверное, участие в спектакле подорвало его здоровье?
- Дед не считал подвигом выйти на сцену больным, ведь недуг – не отговорка, чтобы не играть. А когда он оказался в клинике, один известный бизнесмен предлагал оплатить реанимационный самолет и вести деда на лечение в любой европейский стационар. Но не вышло, дед ушел из жизни.
Верочка Глаголева была невероятная. Мы хохотали, когда прочли об их якобы с дедом романе. После смерти деда, Вера с моими родителями дружила. Могла им даже в два часа ночи позвонить со словами «Ребята, давно не виделись»… Мы знали об ее ужасной болезни, надеялись, что выкарабкается, но… Нам всем сейчас очень не хватает ее звонкого смеха. Светлый и талантливый человек.
- Ваш дедушка как оценивал свое творчество, жалел, что не успел что-то сыграть?
- Он любил свою роль в картине «Монолог». А я считаю, это просто шедевр. Сначала предполагалось, что он там крошеный эпизод сыграет. А на главную роль Ростислава Плятта наметили. Но благодаря драматургу Евгению Габриловичу все переиграли. Так же, как и когда-то в «Тихом Доне». Сергей Герасимов сначала звал деда вовсе не на роль есаула Калмыкова, а на другую маленькую роль.
К сожалению, несколько ролей он упустил, хотя его и утвердили. Но отказался, потому что был занят в другой картине. А параллельно в нескольких сразу он никогда не снимался. Например, в образе Горбатого в «Месте встречи изменить нельзя» он бы показал страшного и холодного человека. А на Джигарханяна, который в результате сыграл, мне, например, никогда не было боязно смотреть, при всем к нему уважении.
В «Проверку на дорогах» Алексея Германа деда тоже утвердили, но он был занят, и в результате сыграл Владимир Заманский.
Только факт
- Внук Глузского ходит на «Бессмертный полк» с портретом деда - во время ВОВ тот выступал во фронтовых бригадах.