19 января поэту, прозаику, переводчице, матери двух выдающихся режиссеров Наталье Кончаловской исполнилось бы 120 лет. Она – дочь великого художника Петра Кончаловского и внучка живописца Василия Сурикова. Несмотря на то, что ее старший сын взял фамилию матери в качестве творческого псевдонима, говорят, ее любимым сыном был младший – Никита. Именно к нему она обращалась с просьбами житейского характера, именно его попросила прийти к ней в больницу для последнего разговора.
Никита Михалков неустанно повторяет, что самым лучшим обязан своей матери. Между прочим, звезды советского кино, включая Инну Макарову, Зинаиду Кириенко, Ирину Скобцеву, отзывались о молодом Михалкове как об исключительно прекрасном человеке.
«Она была старше отца, и ее слово был главным».
Наталья Кончаловская и Сергей Михалков, быть может, единственная советская пара культурной элиты, когда жена была старше мужа на десять лет. Андрей Кончаловский назвал этот союз «безумием». Не секрет, что все жены Андрея Сергеевича гораздо моложе. Сам автор двух гимнов страны Сергей Михалков в юбилейной передаче, посвященной Наталье Кончаловской, рассказывал об их романе:
- Мы познакомились, когда мне было 23 года, а Наталье Петровне 33 с небольшим. Я работал внештатным автором в редакции, уже написал первую часть «Дяди Степы», у меня на иждивении была мама, два младших брата. Я влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре уехал в Харьков по делам, и позвонил ей с предложением: «Я не могу без тебя. Выходи за меня замуж». Она согласилась. Чем-то я ей понравился. Я был молодой. Но у меня не было состояния, чего-то ценного, что я мог бы ей предложить помимо себя.
Первый брак Натальи Кончаловской был с торговым работником Богдановым. Говорят, это союз в то время был еще более шокирующим. О нем впоследствии рассказал Андрей Кончаловский:
- Мама убежала за границу с чужим мужем. С вокзала позвонила своему отцу и заявила: «Папочка, я выхожу замуж и уезжаю в Америку». В этом браке родилась моя сестра Катя (вдова писателя Юлиана Семенова. - Прим.ред.). Любовь закончилась, и мама вернулась домой с дочкой. Она была страстная натура, красивая, высокая и пользовалась большим успехом у мужчин.
Сергей Михалков был не ангелом и заводил романы на стороне. Об этом деликатно рассказал в документальном фильме «Мама» Никита Михалков:
- Семейная жизнь родителей не была безоблачной. Были и увлечения, и обиды. Однажды позвонила доброжелательница и рассказала маме о том, что видела ее мужа с другой женщиной. Мама не дала ей продолжить и попросила: «Пожалуйста, больше никогда не звоните по этому номеру телефона».
Наталья Кончаловская обладала женской мудростью и терпением. Она дружила со всеми женами, невестами своих сыновей. Сергей Михалков в юбилейной передаче сделал на этом акцент:
- Наталья Петровна никогда не ссорилась с бывшими женами детей, никого не предавала анафеме, всех по-прежнему принимала в дом и любила всех внуков одинаково.
«Анна Михалкова пошла в свою бабушку».
Вторая жена Андрея Кончаловского, актриса Наталья Аринбасарова с большой любовью вспоминает о своей тезке.
- Когда мы расстались с Андроном, наш сын Егор продолжал гостить у бабушки и дедушки на Николиной горе. Он был первым и самым любимым внуком Сергея Михалкова. Сергей Владимирович называл его Чингисханом, а сына Никиты и Анастасии Вертинской Степу Лениным (за его высокий лоб). Когда Андрон резко начинал воспитывать Егора, Наталья Петровна говорила: «Звание отца и право на воспитание еще надо заслужить». Наталья Петровна была авторитетом для сыновей и они ее слушались. Наталья Петровна была мастерицей – все умела делать своими руками. Ее «золотые руки» унаследовал Егор. Он – тоже мастер на все руки. И шить умеет, и вязать, и готовить, - рассказала «ЭГ» Наталья Аринбасарова.
Звезда польского кино Беата Тышкевич тоже была возлюбленной Андрея Кончаловского. Роман между ними вспыхнул на съемках фильма «Дворянское гнездо». Правда, связь вскоре закончилась, а дружба с Натальей Петровной продолжалась вплоть до ее смерти. Беата Тышкевич, представляя свою автобиографическую книгу «Все на продажу» на книжной ярмарке в Варшаве, рассказала корреспонденту «ЭГ» о влиянии Натальи Петровны на ее личность:
- В начале 70-х годов польское кино в Советском Союзе было невероятно популярным и воспринималось как авангард. На волне этой популярности Андрон Кончаловский предложил мне роль Варвары Лаврецкой в экранизации тургеневского «Дворянского гнезда». Андрон привез меня к себе на дачу на Николину гору, в потрясающе красивый старый дом с террасами, стоящий в лесу на берегу реки. Это незабываемые воспоминания, и в центре их необыкновенная женщина, одна из самых интересных из всех встреченных мною в жизни, мать Андрона и Никиты, - Наталья Петровна.
Наталья Петровна держала в руках огромный сложный организм этого дома, была переводчицей, прекрасной поэтессой, переводила на русский язык песни Эдит Пиаф. Мы так сблизились с Натальей Петровной, что долгое время я обращалась к ней «мама». И роскошный туалет Варвары Лаврецкой, в котором я снималась в «Дворянском гнезде», был украшен драгоценностями Натальи Петровны. Андрон был таким же страстным, как его мама, но не таким терпеливым, как она. Даже в советское время он был способен на щедрость и широту. Например, продать старинное фортепьяно для того, чтобы угостить меня прекрасным ужином.
Помню его подарки - кольцо с жемчужиной, фарфоровую чашку в форме цветка магнолии, сделанная в XIX веке на фабрике Кузнецова. А своих дочерей я учила строить семью, дом по подобию Натальи Петровны.
Наталья Кончаловская направляла своих сыновей всеми силами. Она не любила повышать голоса, конфликтовать. И если было необходимо донести какую-то мысль, она писала письма. Никита Михалков в своем фильме «Мама» показывает и читает письмо матери с советами, как правильно воспитывать дочь Аннушку. В нем она говорит о том, что «маленькая девочка – уже женщина, уже актриса, и с этим надо считаться».
Анна Михалкова, по мнению ее матери Татьяны Михалковой, вылитая бабушка.
- Аня очень похожа на Наталью Петровну и конструкцией своего тела, не худенькая, и характером. Аня всегда все доводит до конца, как и ее бабушка, - рассказала в интервью «ЭГ» супруга Никиты Михалкова.
Смерть бабушки стала первым потрясением для Анны Михалковой. Этим переживанием заканчивает Никита Михалков свой фильм «Мама». Наталья Петровна Кончаловская умерла 12 октября 1988 года в возрасте 85 лет. Ее муж женился на другой женщине, дочери академика Юлии Субботиной спустя десять лет после смерти жены. Теперь уже он был старше жены и главнее во всем. В первом браке он говорил: «Моя жена – старше меня, и я во всем ее слушаюсь». На доме по улице Поварская, где жили Наталья Петровна и Сергей Михалков, а также их дети и внуки, установлена памятная доска Кончаловской.
Несколько лет рядом с этим домом, в здании театра Киноактера, была Академия кино и телевидения Никиты Михалкова, и ее глава своим студентам цитировал наставления матери:
- Всегда помни о том, что есть люди, которым хуже, чем тебе. Помни о несчастии других.
- Терпи, жди, значит, так надо.
- Никогда не обижайся. Если тебя обидели без злой мысли, значит прости и забудь. Если обидели преднамеренно, не дай им повода почувствовать себя побежденным.
- Бойтесь равнодушных.
Источник фото: Global look Press/Aleksandr Sternin,скриншот из д/ф «Мама»,Лариса Кудрявцева,Global look Press/Komsomolskaya Pravda