Ничего общего с Чапаевым: как Борис Бабочкин стал заложником одной роли
Ученица Бабочкина актриса Елена Соловей в недавнем интервью высказала мысль, что в настоящее время никто не знает "даже Бабочкина». Даже, потому что артист не только создал народный образ легендарного командира, воспитал плеяду артистов, но и внес огромный вклад в театральное искусство.
О личности Бабочкина при жизни ходили легенды, которые отчасти развеялись после посмертной публикации его дневников.
«Я не похож на Чапаева ни внешне, ни внутренне»
Борис Бабочкин из редкого числа актеров-вундеркиндов, которого сразу из абитуриентов Саратовского театрального училища перевели на последний курс. Всю жизнь он играл за себя и своего рано умершего от тифа старшего брата (одаренного актера). Василий Иванович – пятая роль в кино Бабочкина. На тот момент ему было 30 лет. Командир всего прожил 32 года. Бабочкин никогда не встречался с Чапаевым, но был полноценным свидетелем революции 1917 года (на тот момент Борису было 13 лет). Впоследствии сам Бабочкин успех своей роли объяснял молодостью, любовью к герою и хорошей командой.
- Я не обладаю достоинствами Василия Чапаева. Более того, у меня нет с ним ничего общего ни во внешности, ни в характере. Но я постарался понять его изнутри, - рассказывал в интервью актер.
Бабочкин был красивым мужчиной, а Чапаев, судя по описанию Фурманова, имел стандартную внешность. Между прочим, Бабочкин пробовался на роль Петьки, но режиссеры сказали ему, что «он – лидер, и должен играть командира».
Фактически актер стал заложником этой роли. Но артист относился к кинематографу не так серьезно, как к театру, и не видел в этом трагедии. К тому же Чапаев открывал перед ним все двери и именно Чапаев спас его в годы репрессий от ареста.
Только в одном легендарный командир был совсем не причем. Речь идет об избраннице Бабочкина. Свою единственную любовь – столбовую дворянку, родственницу жены Пушкина Натальи Николаевны, балерину, красавицу Екатерину Георгиеву он встретил до Чапаева. Отбил ее у другого мужчины. Боготворил. Слушался. Екатерина Михайловна была дамой с характером и острым языком. Указала на дверь и провела беседу даже с сыном Сталина Василием, который был собутыльником мужа. Спасла от грабителей дорогую шубу жены режиссера Владимира Туманова (на женщину во дворе дома напали воры). Екатерина Михайловна отправила своего мужа в бухгалтерию Малого театра, когда он в последний раз в жизни принес домой зарплату. Она оказалась смешной.
- Посмотри, что тебе дали. Это издевательство, - сказала мужу Екатерина Михайловна.
Действительно, в бухгалтерии Малого театра обсчитали Бориса Бабочкина. Да, они исправили ошибку и выдали правильную сумму, но этот случай стал последней каплей для актеры, который от Малого театра настрадался не меньше, чем Василий Бабочкин от врагов Революции. Худрук театра Михаил Царев боялся Бабочкина, завидовал ему и мстил всеми способами. В итоге Бабочкин с пересчитанной зарплатой не смог доехать до дома. Его сердце остановилось в машине рядом с гостиницей «Метрополь» (от Малого театра он отъехал всего на несколько метров).
Старейшинам Малого театра было грустно и стыдно за то, что организация не дорожила своим мастером. Даже артисты, которые его любили и ценили, не понимали его. Ученик Бориса Бабочкина актер Александр Потапов в своем последнем интервью газете «Вечерняя Москва» сказал об учителе:
- У Бориса Бабочкина я учился режиссуре во ВГИКе. Он со всех нас брал письменную клятву – оставаться художниками до конца. Борис Андреевич был очень непростым человеком. От него можно было получить очень неожиданные сюрпризы. Но общение с ним это целый университет.
У Бабочкина была многолетняя конфронтация не только с Царевым, но и с Михаилом Жаровым. Борис Бабочкин в своих дневниках рассказал только об одном столкновении с Жаровым: «Ты – коммунист, должен подчиняться уставу, а не оскорблять партию», - сказал мне Жаров. На что я ответил: «Ты - еще не партия!». А через секунду добавил: «Что же вы будете делать, когда перестанете меня травить?» И послал Бабочкин Жарова так далеко, как никто еще не посылал.
Студенты во ВГИКе, где он руководил актерским курсом, побаивались Бориса Андреевича в гневе, который, как и его Чапай, категорически не принимал и не понимал таких слов как «не могу», «не получается», «невозможно»… Некоторые студенты, не выдерживая требовательности своего мастера, переходили в другие мастерские. Борис Бабочкин и сам всего себя отдавал искусству и требовал этого от своих учеников и партнеров. Известно его изречение: «Искусство берет всего человека целиком, и ему нужно отдать всю жизнь».
Многие актеры советского кино, восхищаясь Борисом Бабочкиным, выбрали эту профессию. Между прочим, игру актера в фильме «Чапаев» высоко оценили не только в СССР (звание народного артиста и Сталинская премия), но и во Франции. В 1937 году, на легендарной Международной выставке в Париже, фильм «Чапаев» получил «Гран-при», а Борис Бабочкин назвали «лучшим актером».