«Слышали по ночам, как он всхлипывает»: тяжелобольной Семен Фарада остро чувствовал одиночество
«Посмотрел на Гришу в гробу. Это меня потрясло»
В фильмографии Фарады более 80 ролей. Последнюю он сыграл незадолго до первого инсульта в фильме своего друга и коллеги Александра Абдулова «Бременские музыканты и Ко».
Картина вышла на экраны в 2000-м. В июне того же года скоропостижно скончался писатель и драматург Григорий Горин. Автор сценариев к таким замечательным фильмам с участием Фарады, как «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви».
Еще в конце 1980-х у Семена Львовича начались проблемы с сердцем, ему сделали операцию по замене сердечного клапана. После этого Фарада вроде бы чувствовал себя хорошо, отпраздновал свое 65-летие в Театре эстрады.
Первый инсульт произошел у актера через два дня после того, как он побывал на похоронах Горина.
«Я человек впечатлительный и, когда бываю на похоронах, стараюсь не смотреть в лицо покойнику. А тут почему-то посмотрел на Гришу в гробу. Это меня потрясло», — признавался Семен Львович.
Большая ошибка
Возможно, последствия инсульта были бы менее серьезными, не прими Фарада принципиально неверное решение. Он находился дома один, когда почувствовал себя нехорошо. Но вызывать «скорую» не стал. Поехал в больницу сам, поймав попутку. В чем причина недомогания разобрались не сразу.
Потом актер каялся: «Это была моя глупость. Простояв прилично в пробках, наконец, я приехал к своему лечащему врачу-кардиологу. Через два дня поняли, что это инсульт».
«Я не обижаюсь на собаку»
Инсульт был обширным. Нарушилась речь, половину тела парализовало. Актеру пришлось заново учиться говорить и ходить. Семен Львович понемногу шел на поправку, когда приключилась новая беда. После инсульта уже прошло полтора года.
Фарада встречал гостей и отгонял от двери любимую собаку. Она случайно выбила из руки артиста трость, с помощью которой он передвигался. «Я свалился на пол и сломал шейку бедра. Но я не обижаюсь на собаку. Просто это судьба», — убеждал артист себя и других.
Его пришлось оперировать, несмотря на серьезные сопутствующие заболевания. Затем у актера случился еще один инсульт. Надежды на то, что Фарада сможет вернуться к активной деятельности, практически не оставалось.
«Бог накажет тех, кто украл деньги»
На лечение требовалось немало средств. Родные делали все, что могли. Приходила помощь извне — Семена Львовича не забывали. Помочь старались и коллеги, и поклонники. И все же гостей артисту приходилось принимать не так часто, как хотелось бы.
«Иногда мы слышали по ночам, как он всхлипывает. В душе у него была пустота и одиночество от того, что друзья-актеры, с которыми в жизни многое было пережито, редко его навещали», — с горечью говорила жена Фарады Марина Полицеймако.
В 2009-м Семена Львовича госпитализировали с подозрением на воспаление легких. Его сердце не выдержало и остановилось 20 августа. Родственники тогда ненадолго отлучились на отдых, поручив больного сиделке. Узнав об ухудшении состояния, они примчались домой. Увы, актера уже не было в живых.
Вскрылась одна совершенно шокирующая вещь: пропали деньги, которые всем миром собирали на лечение. «Залезть в квартиру народного артиста, больного человека. Совести нет у этих людей. И ничего святого!» — негодовала тогда невестка Семена Львовича Лариса. Сиделку она назвала «родным человеком» и подчеркивала, что никому не приходит в голову подозревать помощницу.
Семену Фараде было 75. Похоронили замечательного актера на столичном Троекуровском кладбище.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов