Правнучка писателя Лескова, танцуя, отметила свое 100-летие в Рио

Правнучка Лескова на праздновании своего столетия. Автор «Левши» (в круге) щипал жену, пока та не сошла с ума.

В декабре Бразилия праздновала большое культурное событие - 100-летний юбилей правнучки писателя Николая Лескова. Это не шутка. Единственная прямая наследница автора «Левши», Татьяна Юрьевна Лескова, живет и здравствует в Рио-де-Жанейро, где ее считают национальной героиней.

О популярности Лесковой говорит хотя бы то, что ведущий бразильский еженедельник O Globo поздравил Татьяну Юрьевну аж на первой полосе. Хотя, казалось бы, у бразильцев есть события поважнее. Например, накануне сборная страны по футболу победила сборную Южной Кореи.

Писатель Николай Лесков очень не любил детей. По крайней мере, своих. Когда он составлял список недостатков сына Дронушки, то не преминул указать там танцы. Суровый родитель хотел видеть наследника военным и жестоко гнобил за страсть к «развлечениям».

Видимо, загубленное в дедушке стремление передалась Татьяне Юрьевне. Она стала балериной и фактически матерью-основательницей южноамериканского балета.

Интересно, оценил бы Лесков такой поворот событий?

Чужбина

Татьяна Лескова родилась в 1922 году в Париже. Ее отец, внук Николая Лескова, был дипломатом. Мать - фрейлиной императрицы. А сама императрица Мария Федоровна стала крестной Танечки.

Мать умерла от чахотки, когда девочке не было и девяти. Испугавшись за слабое здоровье дочки, отец отдал Танечку в балет и этим определил ее жизнь. Лескова стала одной из самых ярких балерин своего времени: под сценическим псевдонимом Tanya объездила с гастролями полмира.

С Рудольфом Нуреевым 

В Бразилию попала в годы войны. Тяжело работала, посылала деньги родным. От них и узнала, что отца больше нет. Потом ее бабка, мать отца, выговаривала в письмах, что если бы Татьяна забрала отца с собой, Юрий бы не умер так скоропостижно на чужбине.

- Но как я могла его забрать? - до сих пор возражает уже умершей бабушке Татьяна Юрьевна.

Она была знакома со знаменитыми хореографом Баланчиным и танцовщиком Мясиным, работая в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро, приглашала на гастроли легенд мирового балета. Некоторые и понятия не имели, с кем имеют дело. Казусом закончилась встреча с Рудольфом Нуреевым. Он прилетел в Рио танцевать «Жизель», но, увидев страшноватые бразильские декорации к спектаклю, разразился отборным русским матом. В это время на сцене была Татьяна Лескова и сделала ему замечание на чистом русском:

- Пожалуйста, не нужно выражаться. Здесь все-таки дамы.

Нуреев был страшно изумлен. После инцидента они с Лесковой стали закадычными друзьями.

В молодости Танечка была чудо как хороша 

Завещание

- Я родилась в Париже, у меня русская душа, а вот ничего бразильского во мне нет, - говорит Лескова.

Помимо русского, Татьяна Юрьевна знает португальский и французский. При этом на родине своих родителей, в Санкт-Петербурге, она впервые побывала лишь в 60 лет. Помогла балерина Ольга Лепешинская, организовавшая поездку.

Потом Татьяна Юрьевна несколько раз наведывалась в музей прадедушки в Орле. Этому музею она завещала все свои архивы и все свое состояние. А оно немалое. Богатой Лескова стала ближе к 80, когда подруга мужа перед смертью отписала ей свое имущество.

В далекой Бразилии она осталась верна православным традициям 

Юбилей

На 100-летие Татьяны Юрьевны из России прилетела писательница Майя Кучерская, несколько лет назад написавшая биографию ее знаменитого прадеда Лескова. Как рассказывает Майя, юбилей был отмечен с размахом. Гостей было ровно сто, согласно возрасту юбилярши. В основном это были артисты балета, поэтому танцевали гости отменно.

Сама Татьяна Юрьевна прекрасно выглядит, дай бог каждому. До пандемии она еще разъезжала по всему миру по премьерам. А сейчас передвигается в кресле, которое катает помощница.

Татьяна Юрьевна бережно хранит портреты своих предков 

На юбилее произошло чудо. Правнучка Лескова вдруг встала и затанцевала.

- Это был самый трогательный момент. Настоящее торжество жизни над смертью, - говорит Кучерская.

Сегодня бывшая балерина - последняя представительница рода Лесковых.


Родного сын гнобил, а приемную дочь клал в ноги

Николай Семенович Лесков был специфическим человеком, умеющим доводить своих близких. Чего стоит история о том, что первую жену он щипал, как щиплются гуси. Да так, что бедняга сошла с ума.

Однажды у Майи Кучерской поинтересовались: что бы она спросила у писателя, если бы имела такую возможность.

- Я бы спросила, за что он так обошелся с сыном Дронушкой, - ответила Кучерская.

В отношениях отца и Андрея, которого домашние называли Дронушкой, было что-то болезненное. Отец постоянно его наказывал, вспыхивал по малейшему поводу и писал пакости:

- Я не привык ждать от тебя ничего, кроме досады, горя и постоянного раздражения… Тебе ведь нужны такие ощущения, чтобы... бзднуть да перднуть... Ты молодец на пошлости!

Писателю нравилось, когда приемная дочь Варенька писала ему на ноги 

При этом, как отмечают все, кто был близко знаком с семьей, повода для такого отношения не было. Андрей рос прекрасным человеком. И его ранило такое отношение отца.

Очень обидела Дрона последняя папина блажь - удочерение «сиротки Вареньки». Ни с того ни с сего Николай Семенович взял на воспитание дочь горничной. Сиротка побаивалась благодетеля. А тот с восторгом рассказывал знакомым, как однажды Варенька обмочила его кровать, когда он, любя, чтобы около него «что-нибудь дышало», положил ее к себе в ноги.

Лесков позаботился о том, чтобы сиротка получила блестящее образование, а когда умер - в завещании упоминал в основном Вареньку, а не родных сына и дочь.

- Я не могу описать более страшного человека среди людей его уровня ума и таланта... Этот ужас, стоивший многим искалечения всей жизни и мне - всего детства, юности, молодости и исковерканности дальнейшего жизненного пути, - говорил Андрей на эмоциях.

Андрей Лесков простил придурка отца 

Однако он сумел похоронить в сердце обиду на родителя и совершил настоящий сыновний подвиг, создав первую биографию отца. Андрей не просто написал воспоминания, а трижды переделывал титанический труд.

В первый раз биография была уничтожена в сентябре 1941 года, когда фугасная бомба попала в издательство «Советский писатель». Второй экземпляр рукописи пропал во время блокады. Дрон сжигал рукопись по листочку, чтобы не умереть от холода.

В мае 1945 года 79-летний Андрей Лесков восстановил труд и отдал в издательство третий вариант рукописи.