Легенда «Мосфильма» Борис Криштул в качестве директора картины и продюсера создавал такие замечательные фильмы, как «Экипаж», «В августе 44-го», «О бедном гусаре замолвите слово», «Рецепт ее молодости» и многие другие. Подробности съемок 82-летний ветеран кинематографа хранит в памяти до сих пор.
- Борис Иосифович, вы работали со звездами первой величины. Кто из них актриса № 1?
- На мой взгляд, Наташа Гундарева. Умная, красивая, свободная, органичная, техничная. Мне удалось ее уговорить сняться в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Пришел к ней домой на переговоры с огромным букетом цветов, и за время нашего общения раз шесть раздавались телефонные звонки. Каждый раз к аппарату подбегал ее тогдашний муж, актер Виктор Корешков, и грустно передавал: «Наташа, это тебе звонят». Видно было, что он ревновал жену к успеху. Частая история в актерских парах.
- Приведите, пожалуйста, еще примеры.
- В своей последней книге «Длинная дорога в Канны» я рассказываю о зависти мужа Изольды Извицкой к ее славе. С актером Эдуардом Бредуном она познакомились на съемках фильма «Первый эшелон». Расписались в ближайшем к съемочной площадке загсе. В это время ее утвердили на роль Марютки в фильме «Сорок первый». Ее красота, талант покорили не только Советский Союз, но и весь мир. Фильм с успехом показали на Каннском кинофестивале. А Бредун так и остался для всех «мужем Извицкой», что его очень нервировало. Между прочим, в «Первом эшелоне» Эдуард играл беспробудного пьяницу. Таким стал и в жизни, заразив алкоголизмом жену. Изольда умерла в 38 лет уничтоженной как морально, так и физически. От ее очарования к концу жизни не осталось и следа.
- В «Первом эшелоне» снималась самая знаменитая пара вечно влюбленных актеров - Олег Ефремов и Нина Дорошина. Почему они так и не поженились?
- Горькая у них была любовь - и в фильме, и в жизни. Настоящая, но горькая, как водка, которую так любил Олег Николаевич. А Нину все называли «домашний доктор». Только она могла снять душевную боль и залечить раны Ефремова.
- Кто же вызывал «доктора» Дорошину для Олега Николаевича?
- В советское время ассистенты режиссеров (а я как раз начинал администратором на съемочной площадке) знали все о личной жизни каждого актера. Знали не только их жен, но и любовниц. Тогда мобильников, понятно, не было. А где искать актеров, если они срочно нужны? По любовницам и друзьям… А если кто-то из них запивал? Тогда за срыв съемки режиссера могли отстранить от работы и закрыть картину. Вот ассистентам и приходилось становиться Шерлоками Холмсами.
Единственный раз, когда я не знал о запоях артиста, случился на комедии «Отставной козы барабанщик». В главной роли снимался глубоко пьющий Георгий Бурков, и мы держали его под контролем. Но упустили другого - Евгения Шутова (самая известная его роль - начальник отдела МУРа в «Месте встречи изменить нельзя». - Э. Ф.) Шутов играл участкового. Хороший артист, но страдал пагубной привычкой. Три дня ждали, когда он выйдет из штопора.
- В этой картине снималась Муза Крепкогорская, которая тоже любила выпить, и, говорят, пристрастила к бутылке своего знаменитого супруга Георгия Юматова.
- Эта пара - еще один пример актерской зависти в семье. Красивая, породистая Муза ревновала мужа к славе, зрительской любви и устраивала пьянки-гулянки. Из-за нее Юматов совершил самое страшное - убил невиновного человека (после ссоры с дворником во дворе своего дома застрелил его из охотничьего ружья. - Э. Ф.).
Воспоминания о славе
- Василий Лановой, как партнер Георгия Юматова в фильме «Офицеры», много сделал для его защиты и быстрого освобождения из СИЗО. Любил ли Лановой Татьяну Самойлову? Ревновал ее к славе?
- Думаю, Самойлову Лановой не любил. У них был студенческий брак, который быстро распался. Всю жизнь Василий Семенович любил свою вторую жену (актрису Театра имени Пушкина Тамару Зяблову), которая беременной погибла в автокатастрофе в 1971 году. Она была старше его на 8 лет, но он ее обожал. А брак Ланового с Ириной Купченко, на мой взгляд, был деловым союзом двух художников, личностей и очень одиноких людей. А что же касается Самойловой, то в последние годы жизни она была очень одинокая, несчастная, потерянная.
- Понятно: возраст, проблемы со здоровьем…
- У нее всегда было очень слабое здоровье. Мало кто знает, что на съемках фильма «Летят журавли» у 22-летней актрисы случился микроинфаркт. Плюс она снималась с воспалением легких, и каждые три часа ей делали уколы. Тяжело ей далась и еще одна работа с тем же режиссером Михаилом Калатозовым в фильме «Неотправленное письмо». Там она неоднократно простужалась, а еще заболела туберкулезом. Тяжело ей приходилось и морально. Сейчас молчат о том, что Никита Хрущев называл ее героиню Веронику шлюхой. А саму Татьяну исключили из Щукинского училища, причем с четвертого курса, за то, что она без разрешения ректора снималась в драме «Летят журавли». Символический диплом об окончании вуза Самойловой вручили спустя много лет. Когда она оказалась тяжелобольной и невостребованной.
- В 1990 году она в качестве почетной гостьи побывала на Каннском кинофестивале.
- Со сцены Самойлова тогда сказала: «Мне повезло. Студенткой я встретила Михаила Калатозова, который подарил мне Веронику. Калатозов для меня все. Однажды я уже стояла на этой сцене, когда фильм «Летят журавли» получил главный приз. Как актриса я давно умерла, а как легенда - стою перед вами». Ей аплодировали, а из ее глаз лились слезы. Через 18 лет, на 60-летие фильма «Летят журавли», Самойлова во Францию уже приехать не смогла - очень болела. А в Москве каждый день приходила в ресторан Дома кино, где я ее встречал, и много рассказывала о своей жизни практически любому, кто к ней подсаживался. Жила лишь воспоминаниями о прошлой славе.
Источник фото: Кадр канала ТВЦ,Legion-Media,Кадры из фильмов