10 января отметит 160-летие лондонская подземка. Первую в мире линию метро открыли в британской столице в 1863-м. Невероятный технический прогресс! Правда, пассажиры давились дымом и копотью - вагоны тянули тогда паровозы.
Лондонцы свое метро не жалуют. Дорогое, промежутки между поездами большие, расписание не соблюдается. Вечные забастовки сотрудников или внезапные закрытия на ремонт. Столичный сабвей - частная лавочка, и государство на нее повлиять не может. А люди… ну что люди, доедут как-нибудь. Самая дешевая поездка, кстати, стоит 2,5 ф. ст. (примерно 210 руб.). А чем дальше вам надо уехать, тем дороже это обойдется. Вот почему моя британская подружка, много раз бывавшая в Москве, каждый раз восхищается, мол, ваше метро - лучшее в мире. А как-то, приехав к нам с мужем-греком, специально катала его по Кольцевой линии, чтобы показать всю красоту станций. Тот никак не мог поверить, что стены выложены настоящим мрамором.
А ведь метро в российской столице могло появиться еще при царе. И пройти по Красной площади. Проект московских городских электрических железных дорог было готов в 1901 году. Инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре, а также известный художник-иллюстратор Николай Каразин предлагали соединить железнодорожную станцию Петровско-Разумовское с Центральным вокзалом - его предстояло построить рядом с храмом Василия Блаженного. Дальше протянуть ветку до Серпуховской заставы и соединить со станцией Окружной дороги около Павелецкого вокзала. Позже сделать кольцевые линии по Садовым улицам и Замоскворечью и построить еще одну ветку, соединяющую Черкизово с центром Москвы вдоль Яузы. Планировалось, что часть дорог пойдет под землей, другая - по надземным эстакадам.
Обсуждение проекта на заседании Мосгордумы в сентябре 1902 года вызвало бурю. Владельцы и пайщики трамвайных компаний воспротивились, испугавшись конкуренции. Городские власти возмутились тем, что землю под строительство хотели забрать сразу и безвозмездно, а долю прибыли пообещали только после того, как ежегодный пассажиропоток достигнет 100 млн чел. Единым фронтом выступили духовенство и члены Императорского археологического общества: дескать, храмы в опасности - ежели рядом эстакаду построят, умалит это их благолепие! В общем, зарубили идею на корню. «Проект Балинского лишается особых прав и приговаривается к ссылке в наиболее отдаленные архивы» - гласила резолюция.
В 1912 году Евгений Кнорре попытался еще раз уговорить Думу строить метро с главной станцией на Лубянке. И власти уже было согласились, но тут грянула Первая мировая война, потом революция и Гражданская. Так и вышло, что метро рыли уже при советской власти.
Призрак Сталина
Кольцевую линию начали открывать в начале 1950-х. На щедро украшенных мозаиками, барельефами, скульптурами станциях было множество изображений Иосифа Сталина. После развенчания культа личности их стали убирать. И если скульптуры и барельефы можно было просто снять, то с мозаиками пришлось повозиться.
На «Добрынинской», например, исправили два панно: на одном из них вместо знамени с изображением Ленина и Сталина люди теперь несут гвардейский знак, на другом - портрет генералиссимуса заменили на изображение Юрия Гагарина, которому в 1950 году, когда открывали станцию, всего-то 16 лет было.
Малыш на руках у женщины, изображенной в торце станции «Новослободская», изначально тянулся к медальону с профилем Сталина. Нынче там голубь и лента с надписью «Мир».
На одной из потолочных мозаик на «Белорусской» девушки вышивали протрет Иосифа Виссарионовича. Теперь трудятся над орденом Трудового Красного Знамени.
А на «Киевской» Сталина, стоящего за Лениным, который провозглашает советскую власть на Украине, стерли, сделав вид, что там просто полощется большое красное знамя.
Назло «оккупантам» стоят в пробках
В СССР метро строили в городах-милионниках. Но для Риги проект начали разрабатывать, уже когда население перевалило за 900 тыс. чел. Латвийская столица бурно разрасталась, росли промышленные предприятия, приезжали молодые специалисты со всей страны, и было понятно, что транспортную проблему надо решать. Отодвинув Одессу и Омск, которые тоже «стояли в очереди», в Москве начали проектировать схемы, рассчитывать смету и готовить техническую базу. План был такой: проект закончить к 1981 году, через девять лет пустить поезда по трем линиям Рижского метрополитена. Работы задержались, поскольку появились сложности с болотистыми почвами и неустойчивыми грунтами. План представили в 1988-м, к тому времени уже велись работы по строительству депо и баз, необходимых, чтобы начать подземные работы.
К слову, большую часть расходов на строительство метро покрывали тогда союзный и московский бюджеты: регионы осилить такие траты не могли. Это объясняет, почему после развала СССР почти нигде в бывших республиках и даже российских городах, кроме Москвы и Петербурга, не хватает ресурсов на расширение уже построенного метро.
Но тут латыши вышли на улицы, призывая отказаться от подземки. С совершенно бредовыми аргументами: дескать, строить понаедут русские, и мы тут останемся в меньшинстве, а потом нашу прекрасную, современную Ригу отделят от Латвии и сделают автономией. Для надежности провокаторы, накрутившие население, запускали утки о том, что рытье тоннелей непременно повредит исторические здания, и предъявляли претензии по поводу слишком длинных перегонов на некоторых участках. Так отрабатывались технологии раскачивания русофобских настроений. Как мы теперь знаем, удачно. А дурачки повелись. Рига могла бы получить удобный вид транспорта почти на халяву. Ну нет так нет. Пусть стоят теперь в пробках и ходят пешком.
До чего техника дошла
В 1960-х на некоторых станциях поставили электронные информационные схемы. Конечно, метро тогда было - не запутаешься. Но представьте, какое развлечение: нажимаешь на кнопку, выбираешь начальную и конечную станции, и автомат рисует тебе маршрут!
А на «Комсомольской» (кольцевой) была телевизионная справочная. Нажимаешь кнопку - на экране появляется тетенька, которой можно задать вопрос.
Украину с Россией смыло
2 октября 2010 года прорвавшиеся подземные воды полностью разрушили фреску, посвященную празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией, на станции «Киевская» синей ветки. Панно создавали советские художники в 1953 году по технологиям старых мастеров. Из-за аварии она была полностью утрачена. Лишь через год удалось укрепить стену и начать реставрацию. Мастерам потребовалось два года, чтобы по фотографиям воссоздать шедевр.
Выкопали и бросили
Первый опытный участок для строительства московского метро устроили на ул. Русакова. Прямо во дворе дома № 13 семь строителей в середине декабря 1931 года начали копать лопатами шахту. Работали два месяца, пока не нарвались на грунтовые воды. Затопило все. Грунт осел, близлежащие дома пошли трещинами, а из-за повреждений водопровода люди остались без воды. Как и находящаяся неподалеку фабрика минеральных вод. Строительство не задалось: шахту просто бросили, а метрополитен прошел в другом месте.
Кстати
- Английский инженер Марк Брюнель в 1814 году разработал щит для проходки тоннелей. Идею ему подал морской моллюск-древоточец, своей раковиной пробивающий отверстия в обломках затонувших кораблей.
Источник фото: Legion-Media,Виктор Великжанин/ТАСС,Commons.wikimedia.org