«У нее ничего не было в жизни, кроме театра и сына», — сказал о Галине Борисовне ее подчиненный, по совместительству друг и один из любимых артистов Сергей Гармаш. С мужчинами Волчек действительно не везло: один изменил, другой ревновал к любимому делу, третий не смог отказаться ради нее от налаженной жизни. Сама Галина Борисовна утверждала: «Я верю в то, что Господь всё делает так, как надо». 19 декабря исполняется 89 лет со дня ее рождения.
«По моей жизни бульдозером проехался театр»
Кем могла стать дочь известного оператора и режиссера, работавшего над фильмами «Пышка», «Ленин в Октябре»? Его жена писала сценарии. Никто особенно не удивился, когда Галина отправилась получать профессию в Школу-студию при МХАТ СССР.
Волчек сыграла в кино более 20 ролей. По-настоящему любила только свою Регану в «Короле Лире» Григория Козинцева. К другим собственным работам у Волчек находились большие претензии.
А вот зритель подмечал, как даже из эпизода в лирической комедии «Берегись автомобиля» она сумела сделать целую историю. Что уж говорить о Волчице в фильме «Про Красную Шапочку» или Варвару в «Осеннем марафоне».
Сама же Галина Борисовна признавалась: «По моей жизни бульдозером проехался театр». Не один десяток лет возглавляла она детище, которое создавалось группой необычайно талантливых людей. В том числе Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Евгением Евстигнеевым. Жизнь складывалась так, чтобы «Современнику» Волчек по возможности принадлежала без остатка.
«Она не решалась на детей»
Первый муж Галины Евгений Евстигнеев ушел от нее к актрисе помоложе — Лилии Журкиной. Потом сожалел, а судьба разлучницы сложилась трагически.
Евстигнеев стал единственным, кому Волчек подарила ребенка. Сегодня 61-летний Денис Евстигнеев — кинооператор, режиссер и продюсер.
Десять лет Галина была замужем за доктором технических наук Марком Абелевым. После развода тот рассказывал:
«Я ревновал к театру. К тому же она не решалась на детей, думаю, из-за её любви к профессии. Тогда мне казалось, что наш брак умер. Каждый день — театр».
Был еще в судьбе худрука «Современника» женатый ученый-физик по имени Владимир. Он все метался и никак не мог сделать выбор. Волчек приняла решение за двоих: оставила Владимира мирно существовать в лоне его семьи и попросила больше никогда не звонить.
Волчек никогда не жалела, что «продала себя в рабство театру». Именно это «рабство» было для нее по-настоящему желанным.
«Вот до чего ты довела «Современник»
Попытки уйти из театра у Галины Борисовны были. Так еще в 1970-е она написала заявление по собственному желанию. После того как одна очень любимая и уважаемая актриса бросила Волчек в сердцах: «Посмотри! Вот до чего ты довела «Современник».
В своих мемуарах Волчек писала: Совет «Современника» в полном составе, кроме той самой актрисы, заявился ко мне домой. Уговаривали работать дальше. Второй раз на желание уйти повлияли внешние обстоятельства. Тогда я очень устала от каких-то сопротивлений и борьбы с недоброжелателями в лице своих же коллег».
В ее словах иногда проскальзывала безусловная горечь: «Я работаю в театре сестрой-хозяйкой, директором столовой, кухаркой. Все должности, которые есть, занимает один человек — это я. Его можно обмануть, и ему не обязательно доказывать каждый раз свою боеспособность. А главное — с ним можно жить не по его правилам, а по своим».
И все же Волчек назвала себя счастливым человеком, который всю жизнь занимается любимым делом. Что касается кресла худрука, уверяла:
«Надо иметь смену, так что пусть подсиживают. Комплексов по этому поводу у меня нет. Самое страшное для меня, если на театр, когда мы уйдем, амбарный замок повесят».