Леонид Сергеевич Броневой очень гордился тем, что обладает крепким здоровьем. Даже войдя в почтенный возраст, он почти не болел. Все началось как-то вдруг, одно к одному — инфаркт, сахарный диабет и его осложнения. Артист старался принимать участие в жизни театра даже тогда, когда дела были уже плохи. 17 декабря со дня рождения актера исполняется 94 года. Из жизни он ушел за неделю до 89-летия.
«У меня нет близких друзей»
Так говорил о себе сам Броневой. Он всегда считался человеком сложным. Окружающие осторожничали: вроде бы только что Леонид Сергеевич был мил и обходителен, и вдруг будто туча набежала. «Стараюсь никого не обижать. Но и любить всех не обязан», — говорил, положа руку на сердце, сам артист.
Коллега Броневого Лев Дуров как-то признавался:
«У него свой собственный мир, в который он никого не пускает. Но талантливые люди и не бывают простыми. Даже у меня, человека, в общем-то, неконфликтного, иногда случались с ним перепалки».
Впрочем, были времена, когда Леониду пришлось настолько хлебнуть лиха, что о таком сложно забыть. И до, и после окончания Школы — студии МХАТ он достаточно скитался по провинциальным театрам. Москва его отвергала.
Броневой вспоминал: «Меня не приняли в «Современник». Вышел Табаков и сказал: "В вашем творчестве не чувствуется личностной темы". Потом, когда уже стал играть в Театре на Малой Бронной, Табаков приглашал меня в свой театр. Я его ка-а-ак матом послал!»
«Была уже немолодая, когда за него замуж вышла»
Так получилось, что самым близким человеком для Броневого стала вторая жена — Виктория. Первая — коллега Валентина Блинова — умерла от рака легкого в 31 год. На руках у Леонида осталась четырехлетняя дочь, тоже названная Валентиной. Артист долго вдовел и воспитывал ребенка с помощью родственницы.
Виктория после знакомства с актером старалась не форсировать события. Она рассказывала: «Я была его поклонницей. Ходила на его спектакли, мы долго общались — лет семь или восемь. Потом расписались. У меня с Леонидом Сергеевичем — первый и единственный брак».
Детей во втором браке у Броневого не появилось. «Я была уже немолодая, когда за него замуж вышла», — пожимала плечами Виктория Валентиновна. Наступил такой момент, когда актер начал говорить, что кроме супруги ему по большому счету никого и не надо.
Отношения с повзрослевшей дочерью однажды разладились так, что родственники не виделись годами. Валентина окончила Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работала во Всемирной службе вещания Гостелерадио. Отец устроиться в жизни не помогал.
Что в итоге произошло? Валентина утверждала: «Вдруг наступил затяжной период непонимания. Мужчины часто попадают под влияние жен. Пытаюсь звонить, но очень сухо и коротко отвечает, что все в порядке, и тут же дает понять, что разговор окончен».
Виктория Броневая была немногословна, когда разговор касался разлада между отцом и дочерью: «Они своей жизнью живут. Мы — своей».
«Не хотел никого видеть»
Состояние здоровья замечательного артиста все ухудшалось — были жалобы на сердце, сосуды, слабость мышц. Когда ноги уже не слушались Броневого, Марк Захаров придумал для него интересный эпизод в постановке «День опричника». Почти 30 лет своей жизни актер отдал «Ленкому».
«Леонид Сергеевич до последнего участвовал в спектакле. Сесть ему было трудно. И чтобы он не упал, придумали каталку, на которой его вывозили на сцену», — вспоминал Виктор Раков.
Однако последний месяц жизни Броневой провел в больнице. Навестить его было невозможно. Племянница второй супруги артиста Валерия утверждала:
«Тетя Вика каждый день была рядом. К нему никого не пускали, да и он не хотел никого видеть. Иногда что-то сладенькое просил — пирожное, мороженое». Дочь к себе артист так и не позвал.
Зрители с удовольствием до сих пор пересматривают кинофильмы с участием Леонида Сергеевича. За свою большую жизнь он успел сняться более чем в 70 картинах. Самыми незабываемыми, пожалуй, остаются работы в лентах «Семнадцать мгновений весны», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви», «Небеса обетованные».