«Петля вокруг моей шеи затягивается. Пятиться не буду»: что сгубило Михаила Евдокимова
Михаил Евдокимов родился в простой многодетной деревенской семье в Алтайском крае и всю жизнь искал себя. Выходить на сцену он начал еще в школе, но всерьез к этому никто не относился. Получив аттестат, будущий артист окончил отделение балалаечников в культпросветучилище, устроился работать шлифовщиком на завод, потом стал администратором столовой. Михаил отслужил в стройбате, поруководил сельским Домом культуры, поучился в институте торговли, где стал капитаном команды КВН и наконец понял: его призвание - сцена.
В институте Евдокимов так и не доучился - бросил и с червонцем в кармане отправился покорять столицу. В Москве он поступал в цирковое училище, но не прошел и остался в одной рубахе ночевать на вокзале. Но не сдался. Уже 8 марта 1984 года самобытный артист «выстрелил» в телевизионном «Огоньке», а потом закрепил успех в передаче «Вокруг смеха».
Героев Евдокимова, недалеких, но по-житейски мудрых деревенских жителей, народ любил. Миниатюры артиста разбирались на цитаты и уходили в народ: «настроения вся упала», «всю жисть на Руси так: никто не виноват, а морды у всех битыи», «ну, чтоб буй стоял и лодки плыли!». И конечно, классика жанра: «сам не красный, а морда кра-а-асная!».
Став популярным, «простой алтайский мужик» не останавливался. Михаил окончил факультет режиссеров эстрады ГИТИСа, позже — университет потребкооперации. Он возил артистов на родной и горячо любимый Алтай, создал собственный театр.
"Миша удивляет даже мощных психологических драматических артистов. Он самородок уникальный. Были бы живы Станиславский и Немирович-Данченко, он бы уже получил приглашение в Художественный театр", - говорил о нем Валентин Гафт.
Но Евдокимов в театр не пошел. Он страстно любил родной край и потому подался в политику. Думал, что на посту чиновника сможет принести куда больше пользы землякам. Баллотировался в Госдуму — потерпел неудачу. А в январе 2004-го объявил о намерении претендовать на пост главы Алтайского края.
Народ, предвкушая у власти «простого мужика», был в восторге, а вот местные власти радости не разделяли. Предвыборная кампания была жесткой. В местных газетах печатались даже издевательские строчки: «Михаил, ты молодец, выглядишь прекрасно. Но чтоб быть главою края, мало морды красной».
Евдокимов все же не отступил и 4 апреля 2004 года занял заветный пост. Опыта в политических делах актер не имел и сам был даже обескуражен результатами голосования. Но нужно было осваиваться и приниматься за управление огромным краем.
После победы на выборах Евдокимов заявил, что от образа юмориста и простодушного мужичка теперь намерен избавиться. "Это профессия актера — игра, органика. Вне сцены я другой...", - уверял он. Планы были грандиозные: прекратить разграбление края, остановить мародерство и рост преступности, добиться снижения уровня наркомании, вернуть краю его индустриальную и промышленную мощь, восстановить сильное сельское хозяйство... Примерно через два года актер планировал вывести Алтайский край из кризиса.
Однако на высоком посту Евдокимов пробыл всего 16 месяцев. С назначением жизнь его, казалось, только ухудшилась. Знакомые отмечали, что весельчак-актер теперь ходил угрюмым, встревоженным, осунувшимся. Покоя ему не давали местные чиновники - в этот «коллектив» он не вписывался.
Юмористу регулярно вставляли палки в колеса, издевались на заседаниях: «Ладно, хватит, лучше »морду красную« покажи!». Михаил упорно менял заместителей и словно оправдывался: «Мы просто не воруем...». С собой Евдокимов неизменно носил портфель, в котором хранил документы, подтверждающие - он все делал по закону.
Меньше чем через год после выборов местные депутаты выразили Михаилу Сергеевичу недоверие. Заявили, что своим непрофессионализмом он загнал регион в глубокий кризис. Утром 7 августа 2005 года вся страна узнала, что «Мерседес» губернатора Алтайского края попал в страшное ДТП.
Михаил Евдокимов, его охранник и водитель погибли на месте. В живых каким-то чудом осталась только супруга юмориста. С места происшествия неизвестным образом исчез тот самый портфель с документами, а жена актера открыто заявляла, что считает эту аварию намеренно подстроенной. Уж слишком многим мешал ее влиятельный, но честный супруг.
После похорон многие знакомые Евдокимова говорили, что тот будто бы предчувствовал свою гибель. Он держал дела в порядке, был печален и не скрывал того, что чувствует приближение смерти, потому что сел не в свои сани.
«Петля вокруг моей шеи затягивается. Пятиться не буду. Все в руках Господа! Меня или взорвут или отравят...», - якобы признавался артист.
В день похорон Михаила Евдокимова все 226 километров дороги от Барнаула до села Верх-Обское были усыпаны цветами. Люди провожали губернатора в последний путь и искренне плакали. Теперь на месте аварии на Чуйском тракте возведен мемориальный комплекс с часовней и 47 березами - ровно столько прожил на земле талантливый актер.