Жизнь Татьяны Лиозновой нельзя назвать легкой и простой. Чтобы оплатить лечение, режиссер вынуждена была продать квартиру.
Ее замечательные фильмы любят все. И даже сейчас, если у кого-то не хватает духа пересмотреть «Семнадцать мгновений весны», то «Карнавал» и «Три тополя на Плющихе» до сих пор собирают у телеэкранов миллионы зрителей. Воспоминаниями о «железной леди» отечественного кино с «Экспресс газетой» несколько лет назад поделилась ее близкая подруга, арфистка Наталья Попова-Сараджева. С Лиозновой она познакомилась еще в школе.
- Мы с Таней начали дружить c девятого класса. В студенческие годы тоже часто встречались, - делилась Наталья Ивановна. - Тата приглашала меня в свои шумные компании. Она всегда была приветливой, но в то же время закрытой, даже для подруг. Умела слушать, с ней часто делились секретами, но сама - никогда о себе не рассказывала.
- За что коллеги называли Лиознову «железной леди»? - Для меня Таня всегда была мягкой и ранимой, но, услышав, как ее кличут, я поинтересовалась: «Неужели ты и, правда, железная?» Она ответила: «А то! Иначе бы не выдержала такой сложной работы и такой жизни, которую прожила». Перед съемками «Семнадцати мгновений…» Лиознова несколько месяцев скрупулезно отсматривала нашу и немецкую кинохронику. На площадке у нее хватало волнений и забот. Еще бы, снять такой огромный фильм и руководить большим количеством капризных звезд. Но Таня отмахивалась: «Сложнее мне дались «Три тополя на Плющихе». Оно и понятно, у Дорониной очень непростой характер. - Почему Татьяне Михайловне не удалось создать семью и завести детей? - Да, она не была официально замужем. Но любила и была любимой. А в последние годы за больной уже Татой ухаживала Людмила, дочка ее ближайших друзей, которую Тата считала родной. Люда - хороший человек, постоянно навещала ее в клиниках, договаривалась с врачами, все на себе тянула. - Говорят, ваша подруга страдала от безденежья. - Средств к существованию у нее действительно совсем не осталось. Только квартира и коллекция гжели, которую она собирала годами. Но ведь посуда нынче почти ничего не стоит. Когда у Тани умерла мама, ей как раз должны были дать «трешку», но она отказалась и взяла двухкомнатную. Потом купила еще одну квартиру где-то в районе Клязьминского водохранилища. Но вынуждена была ее продать, когда понадобились деньги на лечение.
Страсти по Штирлицу
Незадолго до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» у Лиозновой случился роман с актером Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Бендера в «12 стульях» Гайдая. Накануне своей смерти Арчил признался, что поначалу Штирлица должен был играть он. Но Вячеслав Тихонов, дескать, узнав о том, что образ русского разведчика прочат грузину, устроил скандал в ЦК. В результате Лиознова, волнуясь, что фильм у нее могут отнять, выбрала Тихонова. А Гомиашвили навсегда разругался со своей дамой сердца и даже отказался сыграть Мюллера, предложенного ему в качестве компромисса.
Пока шли съемки, Арчил женился и обзавелся дочкой. Однажды в самолете, летящим в Тбилиси, Гомиашвили случайно встретился с Лиозновой. Он был с малышкой, а она со своей картиной.
- Вот видишь, - сказал актер, - история решилась сама: ты везешь металлические банки с фильмом, а я - этого маленького человечка.
Источник фото: из личного архива,кадр из фильма,Persona Stars