История балерины Авдотьи Истоминой: от Пушкина до Грибоедова

Авдотья Истомина

Балерина Большого театра — эта фраза непроизвольно вызывает в голове образ красавицы, крутящейся в захватывающем фуэте. Русский балет — всегда был объектом национальной гордости, а всех легендарных российских балерин, наверное, и не перечислить. Но была среди них одна, которую в своих строчках запечатлел сам Александр Сергеевич Пушкин. Речь идет про Авдотью Истомину — одну из самых выдающихся балерин XIX века.

«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина...» — писал поэт в «Евгении Онегине».

Следует сказать, что Пушкин знал, о чем говорит, ведь был искушенным человеком касательно театра. Да и Истомину видел как на сцене, так и за кулисами — они были знакомы лично. Авдотья Ильинична родилась в 1799 году и с детских лет большую часть времени и сил проводила в петербургской балетной школе. Девочка проявляла невиданные способности, и вскоре стало очевидно, что ее таланту нет предела.

Александр Пушкин 

В 17 лет Истомина с блеском завершила обучение в балетном училище. Успех нашел ее сразу, первые же ее выступления заставили кавалергардов шептаться на светских вечерах о восходящей звезде Большого Петербургского театра. А шептаться было о чем: помимо таланта девушка была неописуемо красива. Тонкий силуэт, подчеркнутый балетной пачкой, лебединая грация движений, утонченные черты лица и длинные ресницы, обрамляющие большие глаза. Между собой современники Истоминой переговаривались, что ни одному портретисту не под силу полностью передать всей красоты балерины. Единственным описанием, достойным Авдотьи Ильиничны, они считали строчки Александра Сергеевича. Вскоре Истомина стала примой Питерского Большого.

В 1815 году на прелестницу обратил внимание Василий Шереметев. Это был красавец 20-ти лет, происходящий из знатного рода, да еще и офицер. Юноша без памяти влюбился в балерину и после долгих ухаживаний, она, наконец, ответила на его чувства. Авдотья стала жить с Василием на его попечении. Так прошло около двух лет, но в 1817 году Истомина съехала от молодого человека.

Василий Шереметев 

Событие, ставшее роковым в этой истории, произошло во время одного из выступлений королевы балета. Во время оваций Истомина выходила на очередной поклон, когда незнакомый юноша подал ей с подмостков сцены букет цветов. Не ответить на этот жест было бы верхом неуважения к благодарному зрителю, поэтому балерина исполнила поклон и послала неизвестному воздушный поцелуй. За всей этой компрометирующей картиной наблюдал из зала Шереметев. Ослепленный ревностью, он выгадал момент, чтобы остаться с Авдотьей наедине и устроил ей скандал.

Успокаивать балерину после этого приехал ее давний приятель Александр Грибоедов. Вместе они отправились на квартиру, которую будущий автор «Горя от ума» снимал вместе с графом Александром Завадовским. В высшем свете давно ползли слухи, что Завадовский долгое время влюблен в Истомину. Естественно, про это знала и сама Евдокия, но никаких действий, чтобы предотвратить интригу, она не приняла. Их чаепитие длилось два дня, во время которых Грибоедов предусмотрительно исчез, так как ему нужно было заняться неотложными делами.

Александр Грибоедов 

Само собой, весь Петербург мгновенно наполнился слухами о неверности Истоминой. После возвращения Евдокии домой не прошло и дня, как явился Шереметев. Он был разъярен ее отсутствием и слухами, которые распускала толпа. В обществе того времени была только одна возможность смыть с себя позор — Василий, не долго думая, вызвал Завадовского на дуэль. Он сделал это лично в сопровождении товарища Александра Якубович. Тот стал секундантом Шереметева. При этом Якубовича возмутила роль Грибоедова в этой постыдной для его друга истории, поэтому он в свою очередь вызвал на дуэль писателя.

Александр Заводский 

В этой печально знаменитой «четверной дуэли» первыми к барьеру подошли Шереметев и Завадовский. В высших кругах Завадовский считался прекрасным дуэлянтом, что, к сожалению, подтвердил и этот поединок. Выпущенная им пуля нанесла Шереметеву смертельное ранение. Так как обязанностью секундантов в таком случае было немедленно доставить тело в город, дуэль Грибоедова и Якубовича по общему соглашению была отложена на неопределенный срок. В итоге она состоялась спустя год в Грузии, куда Якубович был переведен по служебным делам, а Грибоедов оказался там проездом по дороге в Персию.

К счастью, в этой дуэли жертв не было. Как после рассказывали секунданты, первым стрелял Якубович. Его пуля ранила Грибоедова в руку, и хоть ранение было болезненным, оно ясно говорило о нежелании стрелявшего убить писателя. Грибоедов заметил это и также ответил не смертельным выстрелом.

Авдотья Истомина 

Истомина же в это время продолжала блистать на сцене Питерского Большого театра. Конечно, произошедшие события всколыхнули всю общественность и на балерину обрушилась волна осуждения. Один ее неосмотрительный поступок, повлиявший на судьбы четверых мужчин, стал бременем, которое она пронесла через всю жизнь. Но пронесла она его с честью. И каждый раз, когда она выходила на сцену, за ней следили тысячи глаз. И всегда Евдокия Истомина была великолепна и неотразима.