У каждого поколения детей свои мечты, причем часто со сменой десятилетия вектор желаний кардинально меняется. Наверное, сейчас мало кто из школьников, да и молодых людей вспомнит такое знакомое советскому человеку название — «Икарус».
В лучшем случае современный ребенок лишь ответит, что это был автобус, о котором ему часто рассказывает папа-автолюбитель. А ведь его папа, когда сам был мальчишкой, за возможность увидеть «Икарус» готов был отдать все свои отложенные на школьные обеды деньги. А уж если довелось прокатиться на модели автобуса 200-й серии или огромной туристической модификации, то это становилось настоящим событием. 55-й «Икарус» в то время воспринимался как настоящее произведение искусства автопрома: и внешний вид, и внутренности автобуса закрепляли за ним звание одного из лучших видов транспорта.
Родоначальником компании, подарившей нам знаменитый автобус, был Имре Ури. Он открыл в Будапеште кузнечную мастерскую и занимался ремонтом карет. В то время предприятие называлось иначе, а знакомое нам имя оно получило лишь в 1948 году. Это случилось по инициативе сыновей-наследников Ури, которые решили объединиться с акционерным обществом «Икарус», занимающимся производством машин и металлов. Результатом этого слияния стал завод «Икарус», отсылающий своим именем к древнегреческому мифу.
СССР стал одним из крупнейших импортеров венгерского автотранспорта. Этому было простое объяснение — «Икарусы» в техническом плане были очень неприхотливы. О капитальном ремонте мотора следовало задумываться лишь после пробега около миллиона километров, а запчасти были дешевы и почти полностью унифицированы. Соотношение цены обслуживания и качества делало эти автобусы практически идеальными. «Икарус 55», занявший нишу популярнейшего междугороднего автобуса в СССР, производился с 1953 и вплоть до 1972 года. Основываясь на нем, автозавод также выпустил модель «Икарус Люкс», которая тоже снискала популярность в Союзе.
Стоит заметить, что компания создавала не только классические автобусы, но и специализированные модели. Были, например, передвижные медпункты, автобусы с открытой крышей. А если хотелось обустроить салон по-своему, то желание заказчика выполнялась настолько, насколько оно было выполнимо. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
Инженеры компании не останавливались на достигнутом, и в 1967 году началось проектирование 200-й серии «Икарусов», которая стала, пожалуй, самой знаменитой. Тут производители привнесли по настоящему новый элемент в автостроительство. Использование каркас-панельного кузова позволило сделать автобус модульным. А значит, без больших трудностей салон «Икаруса» можно было удлинить или, наоборот, укоротить; изменить высоту или добавить дополнительную дверь. Даже сердце машины — двигатель — можно было перемещать в разные части корпуса. Представьте, появился эдакий конструктор для взрослых.
Разработки оправдали себя: первая модель «двухсотой» серии, «Икарус-250», заявила о венгерской марке автомобилей на весь мир. Успех был невероятным: новое слово в конструировании автобусов привело в восторг профессионалов по всему миру, и модель заняла одно из лидирующих мест на рынке. Модульное строение и хорошие технические характеристики нового Икаруса сделали его флагманом компании и предметом настоящей гордости. После волны такой взрывной популярности рынок «Икарусов» значительно вырос. Помимо СССР, их поставляли на Кубу, в Индонезию, Канаду, США и даже в страны Африки (специально для их теплого климата и создали автобусы-кабриолеты).
Но, к сожалению, стремительный взлет часто оборачивается падением в будущем. В 1991 году компания разделилась, а позже, в 1999-м, ее купили Iveco и Renault. Менеджеры ничего не могли сделать с падающей популярностью, и в 2003 году завод в Будапеште закрылся. Не стоит искать мистическую связь в судьбах предприятия и того самого Икара, в честь которого она названа — на самом деле ничего сверхъестественного тут нет. Дело в том, что после выхода 250-го «Икаруса», компания уже не могла представить ничего настолько же инновационного. К тому же, венгерский автозавод не привык к серьезной конкуренции, и когда на их основной рынок, восточную Европу, пришли другие автопроизводители, противопоставить им было нечего. Все попытки возродить легендарную фирму оказались безрезультатными. Но «лицо» того «Икаруса», на котором, казалось, можно объехать весь мир, останется в памяти многих людей навсегда.