Как Брежнев советскому кинематографу помог
Некоторые из этих картин попадали на экран благодаря лично Леониду Ильичу Брежневу. Так, например, чиновники едва не положили на полку «Кавказскую пленницу». Их возмутили гайдаевские шутки и неприятные ассоциации, а песню «Если б я был султан» вообще объявили аморальной. Во время приемки бюрократы сидели с каменными лицами, бросая сердитые взгляды на покатывающихся со смеху киномехаников. По окончании председатель Госкино Романов процедил сквозь зубы:
- Эту антисоветчину зритель увидит только через мой труп!
Дело было в пятницу, а в понедельник Романов поздравил авторов с присвоением ленте высшей прокатной категории. Оказалось, в выходные звонили от Брежнева, попросили какой-нибудь новый фильм. Дежурный сообщил, что есть только одна забракованная лента. Однако семья генсека была в восторге от просмотра: по признанию его внучки Вики, которая в нулевые часто гостила в редакции «Экспресс газеты», они смотрели фильм на даче минимум четыре раза.
Примерно так же Брежнев спас «Джентльменов удачи», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Гараж» и «Пиратов ХХ века», называя их «победой советского кинематографа, утершего нос Западу». Что как минимум говорит о чувстве юмора, вкусе и стремлении лидера продвигать в стране нормальную демократию.
Образ же самого Леонида Ильича на экране изображали многие звезды: Евгений Матвеев, Александр Белявский, Андрей Мягков, Богдан Ступка… Большинство из них старалось делать это относительно корректно, однако сами сценарии писались, увы, с запредельной степенью исторической лжи, а многие персонажи постсоветских политических мелодрам карикатурны и далеки от оригиналов. Даже в рейтинговом сериале «Брежнев» с гениальной игрой Сергея Шакурова фактических ляпов и намеренного юродства столько, что умные люди не могли досмотреть его до конца.