Есенин плавал за подстреленными утками вместо собаки

Сергей Есенин

Нездоровый образ жизни, который якобы присущ богемной тусовке начала XX в., не вяжется с фактами. Среди поэтов и писателей хватало сознательных граждан, понимающих пользу здорового образа жизни и весьма преуспевших в спорте.

Кудлатая в мокром платье

Современницы Анны Ахматовой являлись на пляж в корсете, лифе, двух юбках, платье, резиновых туфлях, шапочке и «купались», едва намочив ноги и плеснув на себя. Поэтесса же, шокируя публику, совершала заплывы в купальном трико. А потом, натянув платье на мокрое тело, бежала, «кудлатая», домой.

В детстве мать отправила ее вместе с другими детьми на рынок (дело было в Херсонесе). В лодке на веслах компания вышла в море, что было весьма рискованно. Аня грести не хотела, и ребята подтрунивали над ней. Девочка в обиде прыгнула за борт. Дома друзья сообщили, что Аня «выбросилась». Она доплыла, хотя все случилось далеко от берега.

Дядя Сергея Есенина бросал его в воду, отъехав на лодке на середину реки.

- Я плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» - вспоминал поэт. - После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками.

Похудеть на корте

В начале XX в. набирал популярность теннис. Летом 1912-го Николай Гумилев сообщал жене Анне Ахматовой:

- Мы с Олей (Ольгой Кузьминой-Караваевой, родственницей Николая Степановича) устраиваем теннис и завтра выписываем мячи и ракеты. Таким образом хоть похудею.

Владимир Набоков научился держать ракетку в юности в Петербурге, а во время обучения в Кембридже отточил мастерство. В 1920-е в Берлине тренировал «загорелых дочек» богатых родителей.

Владимир Набоков 

«Кикает» на сцене театра

О Федоре Шаляпине писала газета «Осколки» в 1915 г.:

- Нам сообщают, что бас Шаляпин учится играть в футбол. «Кикает» он по утрам на сцене большого театра Народного дома. Когда у г. Шаляпина пропадет голос, он будет ездить на гастроли по России в качестве состязающегося в футбол.

Гонять мяч на поле - еще одна страсть Набокова. Много лет он был вратарем русской команды в Берлине. Но на одном из матчей получил сотрясение мозга, и со спортом пришлось завязать.

Сотряс грушу

Владимир Маяковский преуспел в боксе. В 1925-1927 гг., занимаясь в фабричном клубе «Трехгорка», так раздухарился, что пробил набитый ветошью мешок, заменявший грушу.

Для Набокова этот вид спорта стал способом утвердить справедливость. В 1927-м в русском ресторане в Берлине прошел слух, что жена румынского скрипача, выступавшего там, покончила с собой после побоев мужа. Доказать в суде это не удалось, и писатель с другом сами нокаутировали абьюзера.

Владимир Маяковский 

Женщина-змея

Андрей Белый и Максимилиан Волошин увлекались модной в начале 1910-х ритмической гимнастикой - той, что проповедовала Айседора Дункан.

Но бесхитростные пробежки «босоножек» по сцене меркли перед поразительной гибкостью Анны Ахматовой.

- Она легко закладывала ногу за шею, касалась затылком пяток, сохраняя при всем этом строгое лицо послушницы, - поражалась соседка Гумилевых Вера Неведомская.

Зимние забавы

И снова Ахматова - теперь в качестве лыжницы. По воспоминаниям ее падчерицы Ирины Пуниной, в конце 1920-х Анна Александровна легко и свободно скользила по замерзшей Фонтанке.

Сергей Есенин в детства обожал рассекать на катке. Устремлялся туда после уроков в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках. Увлекшись, мог пройти по застывшей реке километров 20.

А вот у Александра Блока конькобежная карьера не задалась. Он быстро выучился кататься, но часто простужался, и пришлось повесить коньки на гвоздь.

Анастасия и Марина Цветаевы расчерчивали лезвиями каток, который каждую зиму заливали у дома. Посещали и другие популярные в Москве ледовые площадки.

Толстой был не сильным игроком, но мог просидеть за доской целый вечер 

Нокаут от Пушкина

Творческие люди понимали ценность упражнений, развивающих тело и мозг.