В середине 50-х балериной Майей Плисецкой заинтересовался КГБ. Артистку Большого театра заподозрили в шпионаже.
Ходили слухи, что танцовщица крутила роман с секретарем британского посольства в СССР Джоном Морганом. Поводом для сплетен стала недолгая беседа Майи и Джона на одном из светских приемов. Дипломат на русском языке выразил балерине восхищение. Сама Плисецкая связь с Морганом отрицала. По словам танцовщицы, с иностранцем она встречалась всего два раза и только в присутствии третьих лиц.
Шесть лет Майю Плисецкую не выпускали за границу. В те годы артистка была на пике балетной формы, однако показать себя за рубежом не могла.
«В театре есть люди ведущие, есть завидущие. С самого начала, поскольку я вышла в солистки сразу, я мешала кому-то. Балеринам (мешала – прим.ред). Всегда так получалось, что балеринам. А иногда это бывало даже на уровне правительства. В те годы, когда был Хрущев у власти, я была невыездная. Я не выезжала за рубеж, когда Большой театр был в первый раз в огромной поездке, второй раз… Меня не пускали. Объяснили очень просто: министр государственной безопасности того времени объявил на президиуме Политбюро: «Плисецкая – английская шпионка», — жаловалась танцовщица журналистам.
Долгое время за Майей Плисецкой следили сотрудники госбезопасности. На балерину собирали компромат. От танцовщицы, которая попала в поле зрения спецслужб, отвернулись коллеги и друзья. Многие боялись даже здороваться с артисткой Большого театра.
«Конечно, шпионкой может я и захотела бы быть, если бы я хоть что-нибудь знала. Максимум, что я могла знать – это сколько пар балетных туфель шьют в Большом театре. Тем не менее машина из того учреждения круглые сутки за мной ездила. Я это знала даже по звуку. Потому что под моими окнами работала машина, работал мотор. Все 24 часа за мной следили, за мной ездили по Москве. Люди боялись со мной здороваться, не говоря о том, чтобы дружить. Потому что в то время, если человек невыездной, то это просто политический преступник. Это были мои молодые годы, моего рассвета», — рассказывала звезда.
Артистка балета искала защиты у Никиты Сергеевича Хрущева. Плисецкая забрасывала письмами первого секретаря ЦК КПСС. Послания балерины политику долгое время перехватывались третьими лицами.
«Я писала Хрущеву, но эти письма были на деревню дедушке. Они никогда не доходили. Просто наступил момент, когда нашлись добрые люди. Слава богу, что такие добрые люди все-таки находятся. Они взяли у меня письмо и передали ему в руки. Только после этого меня выпустили. Кстати, это можно подробно прочесть в мемуарах Хрущева, в которых небольшая глава есть о том, как он меня выпустил», — рассказывала Плисецкая.