Иннокентий Смоктуновский чудом выжил. В решающий момент артист обратился к Господу.
В 1943-м 16-летнего Иннокентия Смоктуновского мобилизовали. Полгода будущую знаменитость готовили на командирских курсах, а затем отправили на фронт, в пехоту. Смоктуновский говорил, что из него, несмотря на юный возраст, получился хороший солдат.
«У меня было две таких чудовищных атаки. Я был в плену у немцев, учтите. Я просто погибал уже в плену, у меня, извините, может быть, с такой высокой трибуны не следует об этом говорить, была дизентерия, дистрофия полная. После того как я сбежал из плена, я в первый раз увидел себя в зеркало. Я долго смотрел: «Кто же это?» — рассказывал артист.
Смоктуновский не узнал собственного отражения. Тяготы войны превратили молодого, полного сил человека в изможденное нечто. В зеркале Иннокентий Михайлович увидел незнакомое лицо с огромным носом и ввалившимися глазами.
На фронт Иннокентий Смоктуновский уходил со смирением. Актер любил родину и готов был ее защищать.
«Я знал, что за мной мать, отец, братья, сестры, тетка моя Надежда Петровна, которая воспитала меня, дядя Вася, у которых я жил. Я должен вам сказать, что любовь к отчизне, она у меня, наверное, впитана с молоком матери. Потому что я из крестьян. Мы жили в Томской области, в деревне Татьяновка. И там мои родители просто пахали землю, были хлебопашцами», — отмечал Смоктуновский.
В плен Иннокентий Смоктуновский попал под Сталинградом, на Курской дуге. Его и других советских солдат немцы согнали в импровизированный концлагерь – участок земли в чистом поле, огороженный колючей проволокой. Руками, котелками и палками пленные рыли ямы, садились в них, накрываясь сверху шинелью. Пытались спрятаться от дождя и холодного ветра – была осень. При приближении патруля невольники вставали навытяжку в своих ямах, тех, кто по каким-либо причинам не мог подняться, расстреливали на месте.
Когда красноармейцы пошли в наступление, немцы решили перегнать пленных в другое место. Дизентерия лишила Смоктуновского сил, он едва мог передвигаться. Уже в пути актер понял, что плетущихся в конце колонны больных и слабых безжалостно расстреливают. 17-летний Иннокентий Михайлович не хотел умирать, поэтому нашел в себе силы и рванул вперед.
Когда колонну вели через мост, Смоктуновский отпросился у конвоира попить из реки. Внизу у воды он спрятался за бревенчатыми сваями, занесенными мусором, сеном и ветками. К счастью, немец позабыл о нем.
Но с противоположного края моста к реке спустился другой офицер. На льду он поскользнулся и выронил пистолет, который укатился далеко вперед. Догоняя оружие на четвереньках, немец прополз мимо Иннокентий Михайловича, не заметив его. Перед тем как подняться к колонне, офицер вновь обернулся, но Смоктуновского не увидел – тот скрылся за сваей. Стоя под переправой, будущая знаменитость просила у Господа спасения. После месяца и четырех дней в неволе артист оказался на свободе.