Пытаясь передать революционную романтику, режиссер Евгений Карелов подобрал поистине грандиозный актерский состав. Не обошлось в этой истории и без кумира советских людей, воплотившего образ белогвардейца.
Несмотря на блестящий конечный результат, начало съемок фильма «Служили два товарища» стало для режиссера настоящим испытанием. Сценарий, который написали Юлий Дунский и Валерий Фрид, воротилами «Мосфильма» был сразу же одобрен. А вот с актерским составом картины о гражданской войне возникли серьезные трудности. Так, на роль боевого командира Ивана Корякина режиссер прочил Георгия Юматова. Однако артист имел печальную славу из-за своего пристрастия к горячительным напиткам и поэтому не прошел отбор.
Получив от ворот поворот, Евгений Карелов предложил на роль Корякина Ролана Быкова. К счастью, актера утвердили, но это решение было принято отнюдь не с первой попытки. Причиной разногласий стала внешность потенциального вояки, которую в руководстве киностудии посчитали немужественной. Зато брутальность Владимира Высоцкого тогда ни у кого не вызывала лишних вопросов. В итоге перед звездой поставили задачу — воплотить образ белогвардейского поручика Александра Брусенцова. По сценарию герой Высоцкого убивает Андрея Некрасова, роль которого исполнил Олег Янковский.
После выхода на экраны картина была тепло принята зрителем, но при этом стала нелюбима Владимиром Высоцким. Судя по всему, артиста душили обида и разочарование. К неудовольствию кумира миллионов, большая часть отснятого материала с его участием была попросту вырезана из фильма. С тех самых пор исполнитель культовой композиции «Кони привередливые» предпочитал не вспоминать о съемках ленты, где его герою отвели так мало места.
Любопытный факт: сценаристы дали персонажам картины имена своих товарищей, с которыми они находились в ГУЛАГе. Таким образом Юлий Дунский и Валерий Фрид надеялись разыскать друзей. В общей сложности кинодеятели провели в местах не столь отдаленных 12 лет. В свое время их обвинили в «дружбе с детьми врагов народа и подготовке покушения на Сталина во время его проезда по Арбату в Кремль».