Художник под пулями: Василий Верещагин воевал не меньше, чем писал

Василий Верещагин

26 октября исполнияется 180 лет со дня рождения Василия Верещагина - художника с независимым мнением, крутым нравом, показывавшего жизнь и смерть без прикрас. Для тщательного изучения материала отправлявшегося не только в разные уголки света, но и на войну, под пули.

Он мечтал творить и пожертвовал блестящей морской карьерой. Но классическая система обучения в Академии художеств не устраивала Верещагина. Он считал: нужно писать людей такими, какие они есть, а не придавать современникам идеальные античные черты. И когда его эскиз на тему «Одиссеи» Гомера вызвал восторги в совете Академии, будущий художник порезал, а следом сжег его.

В 1874-м своими руками он бросит в огонь три картины с сюжетами о войне в Туркестане, не выдержав нападок генералов и травли в прессе за излишнюю реалистичность. После чего сбежит в Индию, не дождавшись окончания мероприятия. Спасибо Павлу Третьякову, купившему весь туркестанский цикл Верещагина, иначе нам бы его не видать.

«Победители», 1878 - 1879 гг. Турецкие солдаты глумятся над обезглавленными русскими, хохоча примеряют снятые с них вещи 

Еще два полотна пострадали из-за атеистических взглядов Василия Васильевича, трактовавшего религиозные сюжеты по-своему. За картины палестинской серии папа римский Лев XIII проклял художника. Священники грозили тремя днями покаяния прихожанам, осмелившимся идти на выставку в Вене. А некий патер Иероним решил спасти христиан и плеснул кислотой в «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Верещагин думал: он на очереди и на всякий случай ходил с пистолетом. К слову, в России просто запретили показывать эти картины.

А вот англичан возмутил сюжет «Казнь из пушек в Британской Индии». Дескать, клевета, мы несли индусам культуру и благодать! Но тогда еще живы были свидетели жестоких расправ «цивилизованных» джентльменов с местным населением. Поэтому британцы просто выкупили картину и уничтожили ее.

Не согласен на медаль

Попав в осаду в цитадели Самарканда, художник бросил кисти, взял ружье и дрался с врагом наравне со всеми. Получил Георгиевский крест четвертой степени. Это единственная награда, которую Верещагин принял и с гордостью носил.

В 1874-м, рискуя усугубить конфликт с членами императорской фамилии, состоявшими в совете Академии художеств, отказался от звания профессора, поскольку считал: в искусстве оно ни к чему. А уж предложение выбрать себе награду после Русско-турецкой войны привело его в бешенство.

Василий Верещагин 

Жертвовать мясом и кровью

В 1990-е, когда на нас полилась мерзкая грязь об исторических личностях, один журнал выдал «сенсацию»: дескать, Василий Верещагин был псих и некрофил. Так уж смакует ужасы, тщательно выписывая кровавые детали. Рвется на войну, в пекло, будто ищет смерти.

- Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль. Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни. Не страшиться жертвовать своим мясом и кровью, иначе картины будут не то, - отвечал художник таким же непонятливым современникам.

Он был истинным патриотом: ненавидел войну, но если Родине грозила опасность, шел ее защищать. Многим бы нынешним «творцам» поучиться.

«После удачи», 1868 г. Верещагина поражали темнота и варварство азиатских народов 

Искусство с кулаками

В 1889-м Верещагин впервые везет свои полотна в Америку. Представители тамошней Ассоциации художеств наобещали с три короба, и, лишенный предпринимательской жилки, художник остался без всего: он ведь вез показать искусство американскому народу, а оказалось, надо ему же впаривать их потом на аукционе.

В следующий раз Василий Васильевич приехал в Америку в 1901-м. Накануне выставки к нему заявились крепкие ребята и заявили, мол, плати, иначе мероприятие провалится - мы позаботимся об отрицательном общественном мнении. Отказ художнику пришлось подтверждать кулаками. Один против двоих, но Верещагин выстоял.

Правда, тут же попался на уловку ушлого антрепренера, пообещавшего купить картины в рассрочку. Дескать, будет выплачивать их стоимость из прибыли, полученной за выставки. Больше Верещагин ни антрепренера, ни свои полотна не видел. Он уже был должен организаторам в США, а еще требовались деньги на дорогу домой. Спасла положение только покупка русским правительством серии о войне 1812 года.

Только факт


Цитата

Из письма Василия Верещагина о выставке в США:

- На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно.

Василий Верещагин 

Первый брак комом

С Элизабет Марией Фишер художник познакомился в Мюнхене. В 1871-м они обвенчались, и она стала Елизаветой Кондратьевной Верещагиной. По-европейски эмансипированная дама моталась с мужем по Индии, Тибету и Гималаям, Сирии и Палестине. Их дочь Клавдия умерла младенцем. В 1890 году супруги разошлись, и Верещагин никогда не упоминал Елизавету, не осталось ни портретов, ни фотографий. При этом до конца жизни художник отправлял ей деньги, и даже после его смерти она подступала к вдове с материальными претензиями. Ходили слухи, что Елизавета вела слишком вольную половую жизнь и мужчин водила в отсутствие мужа практически открыто.

Лидию Андреевскую Верещагин тоже встретил за границей. Он тогда устраивал выставку в США. Идея обрамить картины музыкой появилась у него еще раньше: на выставке 1880 года планировал разместить в зале симфонический оркестр, а дирижером пригласил Римского-Корсакова. Замысел не удался из-за небольшого размера помещения. А тут все получилось.

Верещагину рекомендовали 23-летнюю пианистку из России, кроткую и неброскую. Ему 46, и молодость его пленила. Что покорило Лидию, трудно сказать, но она терпела все. Статус сожительницы - они обвенчались только после рождения второго ребенка: сначала Верещагин ждал развод, а потом заявил, что атеист и не признает церковных обрядов. Тяжелое путешествие с мужем и грудным младенцем по Русскому Северу. А главное, постоянное безденежье. Муж то в экспедиции, то на войне, а ей детей кормить. Мало того, застряв, например, без денег в США, Василий Васильевич просил жену выслать ему деньги на дорогу. А где ей было их взять, если супруг, уезжая в Америку, обещал там хорошо заработать, и оставшаяся на родине семья жила все это время в кредит?!

После гибели мужа она осталась совсем без средств, но упиралась, чтобы исполнить его волю: картины должны оставаться в России. А ведь ей предлагал кругленькую сумму долларами американский коллекционер. Но она все писала письма царю Николаю II, умоляя купить полотна хоть вдвое дешевле их стоимости. Император смилостивился и дал вдове 100 тыс. руб., хотя коллекция тянула минимум на 150 тыс. Выкупать мастерскую для создания музея наотрез отказался. Назначил пенсию: 1 тыс. руб. в год вместо обещанных 2,4 тыс. Лидия и тому была рада. Перебралась в тесную московскую квартирку, продав дом. Но депрессия ее не отпускала. Состояние усугубило тяжелое заболевание (вероятно, онкологическое). Лидия Верещагина покончила с собой в клинике, когда ее детям было 19, 15 и 13 лет.

Александр Плевако с репродукцией самой известной картины деда «Апофеоз войны» 

Наследие творца

Первая дочь Лидии и Василия Верещагиных - Лидия умерла шестилетней. Василий получил юридическое образование, воевал добровольцем в Первой мировой, после революции эмигрировал в Чехословакию. Работал инженером-путейцем, до своей смерти в 1981 году жил в Карловых Варах. Написал книгу об отце. В 1970-х несколько раз приезжал в Россию. Детей у него не было.

Анна умерла от тифа во время Гражданской войны, ей было 22. Младшая Лидия скончалась в 1930-м, через девять дней после родов. Мальчика забрали друзья, сын известного адвоката Федора Плевако и его жена. Внук художника Александр Сергеевич Плевако был известным журналистом, руководил Иновещанием. Скончался в 2021 году.


Лента времени