Художник под пулями: Василий Верещагин воевал не меньше, чем писал
Он мечтал творить и пожертвовал блестящей морской карьерой. Но классическая система обучения в Академии художеств не устраивала Верещагина. Он считал: нужно писать людей такими, какие они есть, а не придавать современникам идеальные античные черты. И когда его эскиз на тему «Одиссеи» Гомера вызвал восторги в совете Академии, будущий художник порезал, а следом сжег его.
В 1874-м своими руками он бросит в огонь три картины с сюжетами о войне в Туркестане, не выдержав нападок генералов и травли в прессе за излишнюю реалистичность. После чего сбежит в Индию, не дождавшись окончания мероприятия. Спасибо Павлу Третьякову, купившему весь туркестанский цикл Верещагина, иначе нам бы его не видать.
Еще два полотна пострадали из-за атеистических взглядов Василия Васильевича, трактовавшего религиозные сюжеты по-своему. За картины палестинской серии папа римский Лев XIII проклял художника. Священники грозили тремя днями покаяния прихожанам, осмелившимся идти на выставку в Вене. А некий патер Иероним решил спасти христиан и плеснул кислотой в «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Верещагин думал: он на очереди и на всякий случай ходил с пистолетом. К слову, в России просто запретили показывать эти картины.
А вот англичан возмутил сюжет «Казнь из пушек в Британской Индии». Дескать, клевета, мы несли индусам культуру и благодать! Но тогда еще живы были свидетели жестоких расправ «цивилизованных» джентльменов с местным населением. Поэтому британцы просто выкупили картину и уничтожили ее.
Не согласен на медаль
Попав в осаду в цитадели Самарканда, художник бросил кисти, взял ружье и дрался с врагом наравне со всеми. Получил Георгиевский крест четвертой степени. Это единственная награда, которую Верещагин принял и с гордостью носил.
В 1874-м, рискуя усугубить конфликт с членами императорской фамилии, состоявшими в совете Академии художеств, отказался от звания профессора, поскольку считал: в искусстве оно ни к чему. А уж предложение выбрать себе награду после Русско-турецкой войны привело его в бешенство.
Жертвовать мясом и кровью
В 1990-е, когда на нас полилась мерзкая грязь об исторических личностях, один журнал выдал «сенсацию»: дескать, Василий Верещагин был псих и некрофил. Так уж смакует ужасы, тщательно выписывая кровавые детали. Рвется на войну, в пекло, будто ищет смерти.
- Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль. Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни. Не страшиться жертвовать своим мясом и кровью, иначе картины будут не то, - отвечал художник таким же непонятливым современникам.
Он был истинным патриотом: ненавидел войну, но если Родине грозила опасность, шел ее защищать. Многим бы нынешним «творцам» поучиться.
Искусство с кулаками
В 1889-м Верещагин впервые везет свои полотна в Америку. Представители тамошней Ассоциации художеств наобещали с три короба, и, лишенный предпринимательской жилки, художник остался без всего: он ведь вез показать искусство американскому народу, а оказалось, надо ему же впаривать их потом на аукционе.
В следующий раз Василий Васильевич приехал в Америку в 1901-м. Накануне выставки к нему заявились крепкие ребята и заявили, мол, плати, иначе мероприятие провалится - мы позаботимся об отрицательном общественном мнении. Отказ художнику пришлось подтверждать кулаками. Один против двоих, но Верещагин выстоял.
Правда, тут же попался на уловку ушлого антрепренера, пообещавшего купить картины в рассрочку. Дескать, будет выплачивать их стоимость из прибыли, полученной за выставки. Больше Верещагин ни антрепренера, ни свои полотна не видел. Он уже был должен организаторам в США, а еще требовались деньги на дорогу домой. Спасла положение только покупка русским правительством серии о войне 1812 года.
Только факт
- Верещагину предлагали остаться в Штатах, суля руководство художественной школой. Он наотрез отказался.
Цитата
Из письма Василия Верещагина о выставке в США:
- На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно.
Первый брак комом
С Элизабет Марией Фишер художник познакомился в Мюнхене. В 1871-м они обвенчались, и она стала Елизаветой Кондратьевной Верещагиной. По-европейски эмансипированная дама моталась с мужем по Индии, Тибету и Гималаям, Сирии и Палестине. Их дочь Клавдия умерла младенцем. В 1890 году супруги разошлись, и Верещагин никогда не упоминал Елизавету, не осталось ни портретов, ни фотографий. При этом до конца жизни художник отправлял ей деньги, и даже после его смерти она подступала к вдове с материальными претензиями. Ходили слухи, что Елизавета вела слишком вольную половую жизнь и мужчин водила в отсутствие мужа практически открыто.
Лидию Андреевскую Верещагин тоже встретил за границей. Он тогда устраивал выставку в США. Идея обрамить картины музыкой появилась у него еще раньше: на выставке 1880 года планировал разместить в зале симфонический оркестр, а дирижером пригласил Римского-Корсакова. Замысел не удался из-за небольшого размера помещения. А тут все получилось.
Верещагину рекомендовали 23-летнюю пианистку из России, кроткую и неброскую. Ему 46, и молодость его пленила. Что покорило Лидию, трудно сказать, но она терпела все. Статус сожительницы - они обвенчались только после рождения второго ребенка: сначала Верещагин ждал развод, а потом заявил, что атеист и не признает церковных обрядов. Тяжелое путешествие с мужем и грудным младенцем по Русскому Северу. А главное, постоянное безденежье. Муж то в экспедиции, то на войне, а ей детей кормить. Мало того, застряв, например, без денег в США, Василий Васильевич просил жену выслать ему деньги на дорогу. А где ей было их взять, если супруг, уезжая в Америку, обещал там хорошо заработать, и оставшаяся на родине семья жила все это время в кредит?!
После гибели мужа она осталась совсем без средств, но упиралась, чтобы исполнить его волю: картины должны оставаться в России. А ведь ей предлагал кругленькую сумму долларами американский коллекционер. Но она все писала письма царю Николаю II, умоляя купить полотна хоть вдвое дешевле их стоимости. Император смилостивился и дал вдове 100 тыс. руб., хотя коллекция тянула минимум на 150 тыс. Выкупать мастерскую для создания музея наотрез отказался. Назначил пенсию: 1 тыс. руб. в год вместо обещанных 2,4 тыс. Лидия и тому была рада. Перебралась в тесную московскую квартирку, продав дом. Но депрессия ее не отпускала. Состояние усугубило тяжелое заболевание (вероятно, онкологическое). Лидия Верещагина покончила с собой в клинике, когда ее детям было 19, 15 и 13 лет.
Наследие творца
Первая дочь Лидии и Василия Верещагиных - Лидия умерла шестилетней. Василий получил юридическое образование, воевал добровольцем в Первой мировой, после революции эмигрировал в Чехословакию. Работал инженером-путейцем, до своей смерти в 1981 году жил в Карловых Варах. Написал книгу об отце. В 1970-х несколько раз приезжал в Россию. Детей у него не было.
Анна умерла от тифа во время Гражданской войны, ей было 22. Младшая Лидия скончалась в 1930-м, через девять дней после родов. Мальчика забрали друзья, сын известного адвоката Федора Плевако и его жена. Внук художника Александр Сергеевич Плевако был известным журналистом, руководил Иновещанием. Скончался в 2021 году.
Лента времени
- 26.10.1842. Родился в Череповце, в многодетной семье помещика.
- 1850. Поступает в Морской кадетский корпус. Его раздражает муштра, но он становится одним из лучших учеников. Осваивает английский, немецкий и французский в совершенстве.
- 1860. Новоиспеченный гардемарин поступает в Петербургскую Академию художеств, хотя родители и начальство категорически против.
- 1863. Уезжает на Кавказ изучать обычаи. Зарабатывает уроками рисования.
- 1864. Оставленное дядей наследство тратит на поездку в Париж и обучение там в художественной академии.
- 1866. Возвращается в Россию. Летом живет в имении покойного дяди на берегу Шексны. Впечатлен тяжелым трудом бурлаков и делает зарисовки для будущей картины (раньше Репина). Полотно не закончит.
- 1867. Едет в Туркестан: хочет увидеть реалии войны с Бухарским эмиратом. Фиксирует на бумаге жизнь народов Средней Азии.
- 1868. В Петербурге с успехом проходит азиатская выставка этнографической, зоологической, минералогической коллекций, а также серии картин Верещагина. Далее художник уезжает в Сибирь, Киргизию, Казахстан.
- 1871. Живет в Мюнхене, обобщает собранный в Азии материал. К нему заглядывает Павел Третьяков, но Верещагин просит его повременить с покупкой картин - хочет показать их широкой публике.
- 1873. В Лондоне проходит выставка туркестанской серии. Успех небывалый.
- 1874. Экспозиция переезжает в Петербург. Для бедноты вход бесплатный. Отзывы восторженные. А вот генералитет и чиновники недовольны: дескать, показывая не только победы, но и поражения, художник порочит честь армии.
- 1876. На несколько лет переезжает во Францию.
- 1882 - 1883. Путешествует по Индии и Тибету, погружаясь в жизнь простых людей.
- 1877. Русско-турецкая война. Бросает парижскую мастерскую и идет в действующую армию. Делает зарисовки под пулями. Получает тяжелое ранение.
- 1880, 1883. Выставки в Петербурге. Признание простых зрителей. И зубовный скрежет у военного начальства: обвиняют художника в сочувствии к туркам, грозят ссылкой.
- 1884. Утомленный нападками, художник заявляет: отныне никаких батальных сцен. Отправляется за религиозными сюжетами в Сирию и Палестину.
- 1887. Начинает серию из 20 картин, посвященных войне 1812 года. Но правительство покупать полотна не хочет.
- 1888 - 1895. Уезжает в долгое путешествие по русской глубинке.
- 1901. Поездка на Филиппинские острова, где идет война.
- 1902 . Посещает США и Кубу. На острове художник делает зарисовки мест, где сражался Теодор Рузвельт. Позже напишет картину «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот».
- 1903. Едет в Японию. Осознает накаляющуюся обстановку и возвращается в Россию. С началом боевых действий 62-летний художник отправляется на флот.
- 31.03.1904. Погибает на флагмане «Петропавловск», налетевшем на японские мины. Выживший капитан корабля Николай Яковлев расскажет: за секунду до взрыва Василий Васильевич делал набросок морских просторов в альбоме.