«Вас много, а Райкин один»: Аркадий Исаакович любил жену, но не мог устоять перед искушениями
Удивительная Рома
Близкие звали Руфь Иоффе Ромой. Родители почему-то решили, что у них будет именно мальчик, и придумали для него имя — Роман. Руфь приходилась племянницей «отцу советской физики» Абраму Иоффе.
Впервые Аркадий увидел свою будущую жену, когда оба они были совсем юными. Райкину запала в душу девочка в красном берете, однако познакомиться сразу он не решился.
В итоге их свела сама судьба — оказались рядом в очереди в столовой театрального института. По одним рассказам, инициатором совместного похода в кино стала Рома, по другой — Аркадий. Уже во время сеанса он сделал предложение руки и сердца. Они поженились в 1935-м. Райкину тогда было 24 года, а Руфи — 20. Вскоре у молодых супругов родилась дочь Екатерина.
Выйдя замуж, Рома всегда и во всем поддерживала Аркадия, следовала за ним повсюду. Даже ушла из родного дома, когда отношения у родителей с Райкиным не заладились.
«Если иногда мне кажется, что я могу назвать себя счастливым человеком прежде всего потому, что рядом со мной всегда была Рома», — признавался Аркадий Исаакович. Руфь он всерьез приревновал лишь единожды.
За ней попытался ухаживать тогда молодой и красивый будущий генсек Леонид Брежнев. Он приглашал Руфь танцевать на каком-то банкете, смешил, очаровывал. В итоге в семье Райкиных-Иоффе разразился грандиозный скандал, который, впрочем, быстро погас и забылся.
А вот Рома переживала из-за увлечений Аркадия не раз. Однако о том, чтобы оставить супруга, Руфь и помыслить не могла. Они прожили вместе более 50 лет.
«Бабы буквально липли к отцу»
Так однажды сказала в интервью дочь знаменитого артиста, актриса театров им. Вахтангова и «У Никитских ворот» Екатерина Райкина. Она признает, что дамы не давали ее отцу прохода, стоило ему оказаться без жены. Романы, конечно, случались. Находились и доброжелатели, готовые поведать Руфи подробности.
«Мудрая женщина, она, например, простила отцу отношения с одной актрисой Театра Вахтангова. Причем эта история продолжалась и тогда, когда мама носила под сердцем Костика. Любовница отца была очень красивой в жизни, но талантами не блистала. Злющая такая, с противным голосом, ставила перед собой единственную задачу — «схватить» папу», — рассказывала Екатерина Аркадьевна.
Руфь Марковна всегда держалась в тени своего супруга, хотя и сама была талантливой, хорошо образованной. Знала множество историй и анекдотов. Даже мастер художественного рассказа, телеведущий Ираклий Андронников, приходя в гости к Райкиным, говаривал: «Ромочка — прекрасный рассказчик, мне лучше помолчать».
Как бы ни было тяжело иногда, Руфь придерживалась золотого правила: она никогда не плакала при муже, не заламывала рук и не устраивала ему бурных сцен.
«Вы ничем здесь не поможете»
Когда Руфь Марковна тяжело заболела, Аркадий Исаакович позаботился о том, чтобы за ней был организован самый лучший уход. Хотя злые языки и утверждали: во главу углу Райкин болезнь супруги не поставил.
Вот что рассказал на этот счет племянник артиста Андрей Райкин изданию «7 дней»:
«Когда с Ромой случилась беда, ее спасали в больнице врачи, дядя с театром уехал на гастроли в Польшу, и многие его осудили за это. Может, кто-то бы и остался сидеть у постели больной жены. Но врачи сказали: "Аркадий Исаакович, вы ничем здесь не поможете". И он поехал. Ведь зрители ждут, нельзя подводить».
Но для жены артист делал все возможное, и его любимая Рома начала вставать с постели. Правда, победить возникшее нарушение речи ей так и не удалось.
Райкин ушел из жизни на два года раньше супруги, в 76. У него были проблемы с сердцем после перенесенной в детстве ангины. Аркадий Исаакович и Руфь Марковна похоронены рядом на столичном Новодевичьем кладбище.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов