Встретил новую любовь в эвакуации, пока семья жила в блокадном Ленинграде: известный отец знаменитой дочери Бруно Фрейндлих
Он улетел, они остались
То, что он станет основателем актерской династии, Бруно не предполагал. Его предки были немцами-стеклодувами, осевшими в России.
Фрейндлих, что называется, искал себя. Успел поучиться в университете на географическом факультете, поработать в механической лаборатории завода «Химпром». Прежде чем увлекся самодеятельностью, а затем стал студентом Ленинградского техникума сценических искусств.
Бруно участвовал в создании Ленинградского колхозного ТРАМа (ТРАМ — театр рабочей молодежи) и служил в нем актером. В театре он встретил молоденькую Ксению Федорову. До начала Великой Отечественной они успели расписаться и стать в 1934-м родителями дочери Алисы. Интересно, что в документах ее записали как русскую.
Прежде, чем с началом войны в Северной столице жизнь немцев осложнилась, Бруно уехал в Ташкент. «Он эвакуировался с ТЮЗом, где к тому времени работал. Улетел буквально последним самолетом, после чего кольцо блокады окончательно сомкнулось. Мы с мамой почему-то с ним не поехали. Может быть, потому, что всех взять не могли», — вспоминала Алиса Бруновна.
С Алисой виделся тайком
Так получилось, что в Ленинград после войны Бруно вернулся с новой семьей. Артист встретил Клавдию Копченову, на которой впоследствии женился. В 1944-м она родила актеру дочь Ирину.
Ксения и Алиса во время блокады лишились квартиры, в которую попал снаряд, но выжили. Ксения работала на военном заводе. Интересно, что с дочерью Фрейндлиху пришлось видеться тайком, хотя мать Алисы этим свиданиям совершенно не препятствовала. Несмотря ни на что не держала на мужа грандиозной обиды.
Это Клавдия была против, чтобы супруг поддерживал тесный контакт со своей первой женой и Алисой. Познакомить дочерей артисту удалось не сразу, но это не помешало им позже сблизиться и подружиться.
Для Алисы Бруно всегда оставался не просто отцом, а хорошим другом и советчиком, отличавшимся изрядным чувством юмора. Дочери, которая рвалась на сцену, поначалу мечтала то о балете, то об опере, Фрейндлих указал на невысокий рост.
«Будешь там, как муха на куличе! Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы», — сказал Бруно. Как же благодарны теперь ему за этот совет поклонники Алисы Фрейндлих.
Вынужденная отчужденность
Каких только ролей не сыграл Бруно Артурович на сцене Александринского театра. Среди них Гаев в «Вишневом саде», Хлестаков в «Ревизоре», Гамлет в одноименном спектакле. Самой же любимой Фрейндлих называл роль Тургенева в постановке «Элегия». Постановка с участием актера прожила более 20 лет.
В кино Бруно дебютировал в 1949-м. Сыграл Тургенева и в кинематографе — в картине «Чайковский». А всего киноролей у актера более 50. Он также дублировал иностранные фильмы и озвучивал документальные.
Бруно Артурович прожил большую жизнь — 92 года. После перенесенной болезни у него развилась глухота. На слуховой аппарат не всегда можно было надеяться. Иногда он отключался прямо на сцене, но артист все равно блестяще доигрывал спектакль до конца.
Общаться с людьми артисту стало сложно. Например, по телефону он мало что мог расслышать. Так со многими у Бруно возникла вынужденная отчужденность.
Фрейндлих до конца был благодарен своему зрителю. «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. Ради этого я готов повторить жизнь», — признавался Бруно Артурович.
Его не стало в 2002-м. Артист похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.