«Есения» и «Спартак»: почему западные фильмы стали популярны в СССР

"Есения" и "Спартак": почему западные фильмы стали популярны в СССР
Далеко не все заграничные шедевры попадали в советские кинотеатры
Успех советских кинокартин определялся не «кассовостью», как на Западе, а в буквальном смысле слова «по головам». Чем больше человек купили билет на тот или иной фильм за определенный промежуток времени, тем более успешным он считался. Иногда в списке хитов оказывались и иностранные ленты.

Работы западных режиссеров в подавляющем большинстве случаев «шли» до советского зрителя годами. Впрочем, это не мешало им покорять сердца и становиться главным предметом для обсуждения в кругу друзей. Пять фильмов, о которых пойдет речь ниже, сумели стать самыми «кассовыми» в СССР.

Картину «Есения», вышедшую на экраны в 1971 году в Мексике, в Советском Союзе посмотрели 91,4 миллиона человек. Премьера на русском состоялась спустя четыре года, в 1975. Мексиканская мелодрама о несчастной, но очень красивой и романтичной любви цыганки Есении (актриса Жаклин Андере) и офицера Освальдо (Хорхе Лават), изобилует классическими сюжетными поворотами. Тут есть и похищенные младенцы, и вынужденная разлука с любимым - несчастья сыплются на голову главной героини как из рога изобилия. На собственной родине фильм оказался не очень популярен, но благодаря советским зрителям «Есения» попала в список самых прибыльных картин, снятых не на английском языке. Мелодрам жителям СССР явно не хватало.

 "Есения" и "Спартак": почему западные фильмы стали популярны в СССР
Кадр из фильма «Есения» 

Популярностью пользовались и вестерны. К примеру, «Великолепная семерка» Джона Стерджеса попала в советские кинотеатры через год после выхода в США. Лента, которую можно назвать вольным ремейком «Семи самураев» Акиры Куросавы, вообще имела определенный успех на международных рынках, притом что в Штатах выступила довольно неудачно. В СССР ее посмотрело 67 миллионов человек.

«Есения» и «Спартак»: почему западные фильмы стали популярны в СССР
Кадр из фильма «Великолепная семерка» 

Недостаток отечественных музыкальных киноисторий о любви народ восполнял индийскими фильмами. Любовь к Болливуду у жителей СССР прослеживалась колоссальная. «Танцора диско» и «Зиту и Гиту» многие пересматривали еще в 2000-х. Запоминающимся стал и фильм «Бродяга» режиссера Раджа Капура, в котором он сам и играет главную роль. Картина имела хорошие сборы в Индии, участвовала в Каннском кинофестивале. В СССР премьера выпала на время сталинского «малокартинья» (премьера состоялась в 1951 году) и здорово «выстрелила».

«Есения» и «Спартак»: почему западные фильмы стали популярны в СССР
Кадр из фильма «Бродяга» 

Фильмы об индейцах в СССР принимали очень хорошо благодаря актеру Гойко Митичу. Вестерн «Золото Маккенны», вышедший на большие экраны в 1974 году (премьера состоялась в 1971), посмотрело 63 миллиона зрителей. На родине фильм провалился, а вот в Союз «пробился» весьма оригинальным способом. «Золото Маккенны» показали на Московском кинофестивале, потом весьма качественно озвучили (текст основной песни переписал Леонид Дербенев, а пел Владимир Ободзинский) и пустили в широкий прокат.

«Есения» и «Спартак»: почему западные фильмы стали популярны в СССР
Кадр из фильма «Золото Маккенны» 

В 50-е годы во всем мире было настоящее «нашествие» исторических картин по сюжетам Древнего мира. Не остался в стороне и советский прокат. Фильм «Спартак» Стенли Кубрика, премьера которого состоялась в США в 1960 году, до СССР дошел только спустя семь лет. Историю о самом известном гладиаторе в Древнем Риме зрители очень полюбили - ленту посмотрело 63 миллиона человек.

«Есения» и «Спартак»: почему западные фильмы стали популярны в СССР
Кадр из фильма «Спартак» 


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов