Шесть кроватей в комнате общежития, клопы и недоедание: Татьяна Доронина о нищем и счастливом студенчестве
Народная артистка СССР Татьяна Доронина с ранних лет болела театром. Получив заветный билет в Александринку, будущая знаменитость со всех ног бежала на ленинградскую площадь Островского. Татьяна всегда спешила, ей хотелось провести в стенах театра как можно больше времени. Однажды Доронина торопилась на «Таланты и поклонники» и зацепилась подошвой самодельных валенок за камень. Подметка надорвалась, ее часть повисла в воздухе. Юной Татьяне пришлось идти так, чтобы наполовину оторванная подошва не отвалилась окончательно.
«Раздается противный чавкающий звук, он сопровождает меня — прямо до ложи номер три. Но какая же это все ерунда — чувяки, мокрая нога и чавкающий звук, — если на сцене происходит трагический поединок таланта и «неталанта», — писала Татьяна Доронина в книге «Дневники актрисы».
Уже в восьмом классе Доронина прошла прослушивание в Школу-студию МХАТ. Она отлично показала себя во все трех турах. Так как смотр абитуриентов проходил в Ленинграде, Татьяне необходимо было поехать в Москву, предъявить там приемной комиссии аттестат об образовании и пройти четвертый тур. Документа об окончания средней школы у будущей театральной дивы не было, поэтому ректор студии Вениамин Захарович Радомысленский, не позволил ее зачислить. Впрочем, Дорониной посоветовали прийти через два года сразу на второй тур. В 1952 году звезда фильма «Три тополя на Плющихе», получив заветный аттестат, успешно держала экзамены в нескольких столичных театральных вузах, но выбрала в итоге Школу-студию МХАТ.
В общежитии учебного заведения мест не было. Радомысленский выбил для Дорониной местечко в доме на Малой Дмитровке, куда селили студентов консерватории.
«В комнате с двумя небольшими окнами стоят шесть кроватей, два платяных шкафа, обеденный стол и пианино. В пианино живут клопы. Собственно, они живут везде, но особенно их много в пианино. Вывести этих клопов нет никакой возможности, с ними смирились и воспринимают их как неизбежность», — вспоминала актриса.
У Татьяны Дорониной были подружки-соседки: крупная вокалистка, которая оставила в Сыктывкаре мужа и двоих детей, чтобы выучиться, хорошенькая «фортепьянщица», сводящая парней с ума, туркменка, державшая под кроватью ящики с курагой и сушеной дыней, а также два будущих хормейстера, к которым периодически приезжали мужья.
Жили дружно. Девушки одалживали друг у друга рубли до стипендии, ели «из одного котла» вермишель с томатным соусом. С общежитием, отмечала звезда, ей повезло. Иначе пришлось бы жить в коммунальной квартире с тетей Машей. Родственница обитала в крохотной комнате, душной, с небольшим окошком. Там Татьяне был выделен маленький диван, на котором она не помещалась. Ноги свисали, поэтому Татьяна не высыпалась. Кроме того, Доронина не хотела жить «за так», а платить было нечем.
«Стипендия — двадцать пять да пятнадцать, которые присылали, — это все мои ресурсы. На них нужно было «питаться», покупать чулки и другие мелочи, столь необходимые, ездить на метро и на троллейбусе, ходить в баню, платить за билет в кино, делать в парикмахерской прическу и маникюр. «Экономия» шла за счет питания, поэтому просто хотелось есть», — отмечала Доронина.
На бытовые неудобства и вынужденную диету Татьяна Доронина внимания не обращала. Актриса благодарила судьбу за то, что ей посчастливилось получать знания в лучшем институте страны. Доронина, как она сама утверждает, училась на пятерки. Также в студенческие годы артистка закрутила роман с однокурсником Олегом Басилашвили. В 1955-м пара поженилась. Брак продлился восемь лет.