Вдохновлялся голыми женщинами, но не завел ни одного романа: яркая жизнь художника Эдгара Дега
Под покровом ночи
Отец будущего художника был преуспевающим банкиром, мать - дочерью хлопкового брокера, и семья, где подрастали пятеро детей, не испытывала нужды в средствах. Эдгар с детства недурно рисовал. Отец не считал увлечение серьезным - со временем его первенец, безусловно, выберет профессию посолиднее, юриспруденцию, например, думал он. Но деловая хватка у парня напрочь отсутствовала. Только спустя годы, после смерти отца, когда на наследников свалилась куча долгов, Эдгар работал как проклятый, чтобы продажей полотен рассчитаться с кредиторами. Со временем пришел достаток: картины мастера ценились.
Для юного же Эдгара потрясением стала смерть матери. Ему было всего 13. Ранимый подросток замкнулся, печатью одиночества будет отмечена вся его жизнь. Среди коллег-импрессионистов он держался особняком. В отличие от других «ловцов ускользающих впечатлений» Дега терпеть не мог рисовать на пленэре, и большинство его работ написано при газовом освещении. Товарищам по цеху объяснял: «Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная».
Работая в окружении женщин, чьи изображения, часто в обнаженном виде, случалось, шокировали публику, не закрутил ни одного романа. Он не был женоненавистником: в ближний круг мастера входили, например, две художницы-импрессионистки, которых он горячо поддерживал. Но исследователи не верят, что дело доходило до интима. Одна из приятельниц Эдгара, феминистка из США Мэри Кэссет, зареклась иметь отношения с мужчинами. Вторая, француженка Берта Моризо, была счастлива в браке. Дега же, скорее, был мизантропом. Брюзга и ворчун, даже получил от знакомых прозвище Медвежонок. А на вопросы, почему он не женился, отвечал:
- Я слишком боялся, что жена скажет про мою новую работу: «Как это мило у тебя вышло!»
Маленькие крысы
А история с танцовщицами? Долгое время никто не сомневался: мастер писал их, присутствуя на репетициях. Но эксперты не нашли подтверждений, что Дега был вхож в закулисье.
- Он создал собственный театр через фильтр памяти и воображения в своей студии, нанимая танцовщиц - «маленьких крыс», как их называли, - в качестве моделей, - уверяет бывший глава Лувра и музея Орсе в Париже Анри Лойретт.
Да художник и сам признавался:
- Я провел столько этих танцевальных исследований, даже не видя их, что мне немного стыдно.
С кистью в руке он увлекался - сам вытягивался на цыпочках, вскидывая над головой руки или демонстрируя арабеск. Труд танцовщиц Дега уважал. В отличие от других богатых людей, смотревших на них, как на игрушки для плотских утех, не щипал девушек за ягодицы.
- Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение, - раскрывал карты мастер.
Рядом с художником-асексуалом натурщицы могли жаловаться лишь на долгие часы, которые им приходилось проводить в студии. Над живописцем подшучивали: заставить его прекратить совершенствовать работу можно, только ее отобрав.
Скрашивала сеансы ванна, установленная посреди мастерской, где модели могли расслабиться. Опять же на радость гению - женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны, - мотивы, которые, занимали художника многие годы. Но дамы на его полотнах не позируют - живописец видит их словно через замочную скважину, когда они, по его словам, максимально естественны.
…Во время Франко-прусской войны Дега записался добровольцем на фронт, но на первых же стрельбах выяснилось: он плохо видит правым глазом. Это было началом дегенерации сетчатки. Под занавес жизни художник почти ослеп. Один в богато убранной парижской квартире, без семьи и наследников он умер в 83 - лишь в окружении своих картин.
Еще по одной?
Балерины, артистки кафешантанов, проститутки и лошади - любимые темы нашего героя. Он не боялся провокаций. Одну из его самых известных картин - «Абсент», едва увидев, публика назвала мерзкой, уродливой и тошнотворной. Досталось модели - актрисе Элен Андре, даме благопристойной и малопьющей. А вот ее компаньон изображал, по сути, самого себя. Это был художник Марселен Дебутен. Промотав наследство в Италии, он без гроша вернулся в Париж. Жил в каморке, перебивался случайными заработками и регулярно прикладывался к стакану. Место действия картины - кафе «Новые Афины» в Париже. Во время военной оккупации заведение славилось стриптизом. В 1980-х превратилось в рок-кафе «Новая луна». В 2004-м здание снесли.
Кстати
- Эдгар Дега, известный также и своими скульптурами, использовал пробки от винных бутылок для придания фигуркам объема. Это показали рентгеновские снимки, сделанные в наше время.
- В молодости под влиянием новых социальных идей художник изменил фамилию предков де Га на менее аристократическую Дега.