Панкратов-Черный: «Светличная изменяла Ивашову с Ростоцким»

Панкратов-Черный: «Светличная изменяла Ивашову с Ростоцким»
Супруга Юлия хлебнула с Александром лиха
73-летний Александр Панкратов-Черный закончил сниматься в сериале «Ангелы района» для канала «Россия». Работа кипела в Нижнем Новгороде, где он когда-то окончил театральное училище. Там же в свое время осваивал профессию актера его именитый партнер по фильму «Зимний вечер в Гаграх» Евгений Евстигнеев, умерший 30 лет назад. В интервью «Экспресс газете» народный артист и кинорежиссер помянул скончавшихся выдающихся коллег и друзей, с которыми его сводила судьба.

- Александр Васильевич, с Евгением Евстигнеевым вы знакомы со студенческих лет?

- Да. Когда учился в Горьковском театральном, по выходным приезжал в Москву - посмотреть спектакли. И Евгений Александрович, к которому я обратился за помощью, проводил меня на показы бесплатно. Плюс представил всей труппе МХАТа. Например, моей любимой актрисе Татьяне Лавровой, которая тогда была женой Олега Даля. Гораздо позже я снял ее в своем трагифарсе  «Система «Ниппель». Эта картина стала одной из последних в фильмографии Танечки. Когда-то мы с ней очень дружили. Потом судьба развела. И встречались, как ни странно, на похоронах друзей.

- Например, у кого?

- Никогда не забуду прощание с Владимиром Высоцким. Когда мы с Валей Смирнитским предложили выпить, Василий Ливанов с Далем замотали головами: «Мы закодированы, Володя незадолго до кончины дал нам рецепт». А Лаврова взяла бокал и сказала: «Я вас поддержу». И вдруг Олег Даль, не глядя на нее, в подавленном состоянии, произнес пророческую фразу:  «Таня, меня хоронить будешь, не пей. Не надо тебе. Я - следующий. Поклянись, что пить не будешь. Я очень виноват, чтобы губил тебя алкоголем. Поклянись!»  Она ответила: «Хорошо».  С Лавровой мы встретились не только на похоронах Олега, но и у Евгения Евстигнеева, возле храма в Брюсовом переулке. Над ним тогда стаями кружили черные вороны. Все долго ждали приезда вице-президента Александра Руцкого. Стояли уже синие от холода, когда наконец подкатил кремлевский ЗИЛ. А потом мы всей компанией - Слава Любшин, Карен Шахназаров, Петр Щербаков - пошли ко мне домой на Тверскую выпить по рюмочке и помянуть его.

- Петр Щербаков скончался на девятый день после Евстигнеева…

-  Они очень дружили. Щербаков чувствовал, что скоро умрет. Накануне ухода пришел во МХАТ поддатенький и отправился по цехам со всеми прощаться. У гримеров, костюмеров, коллег-актеров просил прощения. А мне рассказал, что ему приснился Евстигнеев и позвал к себе. Дескать, там хорошо, и Станиславский с Немировичем-Данченко спектакль ставят, и его, Петю, ждут.  На следующий день он прикорнул дома, на диванчике в коридоре. Жена принялась будить его на репетицию, а он уже был мертв.

«Светличная
Светличная до сих вспоминает Ивашова с нежностью, хотя после его смерти прошло 27 лет 

Единению душ мешал секс

- Говорят, что вы жили по соседству с Олегом Ефремовым и вместе кутили?

- Да, у нас была компания. Помимо Ефремова - Слава Невинный, Володя Андреев и  Миша Лавровский.  Коля Караченцов недалеко жил и тоже с нами куролесил. Иногда присоединялась и Танечка Лаврова. Но она была очень грустная, неразговорчивая и, кстати, малопьющая. Говорила, что жизнь прошла бестолково. Что все у нее не так, как у людей. Жаловалась, что сидит без денег и работы. Тогда-то я и предложил ей небольшую роль в «Системе «Ниппель». Сын-скульптор, кстати, тогда сидел у нее на шее.

- Ходили слухи, что Лаврова спала пьяная на скамейке и сын забирал ее домой. Неужели никогда не видели ее нетрезвой?

- Выпивала, но не валялась. Однажды выпила в Доме кино и решила сесть за руль своего «фольксвагена».  На мои протесты отмахнулась:  «Ничего! Мне тут рядом, на Кутузовский». Я сопровождал ее до дома. Таня неслась со страшной скоростью. Слава богу, ночью была пустая дорога.

- Почему она быстро развелась с Далем?

- У них была какая-то личная тайна, которую оба унесли в могилу. Подозреваю, что они оказались настолько близкими по духу, что им было тесно рядом. Плюс и плюс же отталкиваются. Ни разу не слышал, чтобы они ругались. Всегда разговаривали на полутонах и очень тихо. А секс, видимо, мешал единению двух родственных душ.

- Лаврова была роковая женщина?

- Не думаю. Она была слишком воздушной, нематериальной, без тела. Сплошной дух и комок нервов.

«Режиссер
Режиссер Ростоцкий признался Светлане в любви в присутствии ее мужа 

- А кто из актрис - роковая?

- Света Светличная. Неспроста она роковую соблазнительницу в «Бриллиантовой руке» сыграла. Свету мне очень жаль. Она стала жертвой своего рока. Ее муж Володя Ивашов, мой близкий друг, был самым лучшим из людей, которых я знал. Он любил ее до безумия, ревновал. Хотел уйти, но остался. У Светы же случился роман с режиссером Станиславом Ростоцким. И все об этом знали. У Володи тоже появилась другая женщина, но Света его в итоге удержала.  Жила она за ним всегда как за каменной стеной. Но ей все было мало. Не ценила! Володя же даже сам шил для нее наряды, все ей покупал. Работал на нее и на детей. А у самого даже костюма приличного не было. Когда на премии «Ника» ему нужно было вручать награду Григорию Чухраю, я дал ему свой фрак. А вот бабочку он сшил своими руками из шелка.  Об этом Света по телевидению рассказывала. Я слушал ее и невольно думал: «Неужели Ивашов не заслужил, чтобы жена купила ему галстук или ту же бабочку?»

- Александр Васильевич, говорят, и вы не без греха - случались романы на стороне. И вашей жене Юлии Монаховой многое пришлось пережить.

- Все было. Юля хлебнула со мной. И квартиры у нас долго не было - скитались по съемным углам, и без денег порой сидели. Если как актера меня снимали, и сейчас не жалуюсь на отсутствие ролей, то как кинорежиссера запрещали. Я тратил годы, создавал картины, а их клали на полку. Ту же «Систему «Ниппель» запретил лично Борис Ельцин. Посчитал, что я снял на него пародию. И вышла она только при Владимире Путине. А мне приходилось работать таксистом и по ночам мыть трамваи рядом с киностудией Горького.