Александр Воеводин: «Миронов был нелегким и закомплексованным человеком»
Большинство режиссеров видели в Александре Воеводине человека в погонах. В 2000-х на протяжении 15 лет в сериале «Возвращение Мухтара» актер играл полковника Хрулева. А вот в родном Театре сатиры он запомнился как Керубино в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. Накануне 72-го дня рождения заслуженного артиста «Экспресс газета» пригласила его на разговор.
- Александр Михайлович, что для вас фильм «Офицеры»?
- Это как первая любовь. Возлюбленную моего героя сыграла актриса Наташа Рычагова, которая скончалась в 2011 году. Она чуть старше меня, но в кадре это было не заметно: маленькая, худенькая, обаятельная. Мы с ней потом много работали на озвучании фильмов. А когда на юбилеи «Офицеров» приходила, я чувствовал, что от нее пахло спиртным. Выпивал и Наташин муж - актер Леша Инжеватов. Их дочка Мария ушла из жизни раньше родителей - в 2006-м. А зять, как я слышал, на Рычагову руку поднимал. Безрадостно. Как тут не запить?
- Какие воспоминания остались у вас о Георгии Юматове и Василии Лановом?
- С Лановым мы особо на съемках не пересекались. А вот потом на концертах и творческих вечерах встречались не раз. Он настоящий патриот. Ни капли не лукавил, когда слова о Родине говорил и стихи читал. Это его натура и призвание. Большое почтение испытываю и к Георгию Юматову, который отца моего героя сыграл. Очень хороший актер. Я всегда испытывал трепет перед легендами нашего кино. Когда Витя Низовой пригласил на эпизод к нам в «Возвращение Мухтара» великую Элину Быстрицкую (они в Малом театре вместе работали), все были потрясены.
- Вы сразу решили стать актером?
- Да, и это моя судьба. С детства в театральной студии на Большой Полянке занимался. Поэтому с первой попытки, в 17 лет, поступил в Школу-студию МХАТ. У нас отличный курс у Виктора Манюкова был, но ни у кого не получилось звездной карьеры. В один год с нами был шикарный звездный выпуск в Щукинском училище - Богатырев, Райкин, Гундарева. А я в театральной студии когда-то занимался с подругой Гундаревой - Танюшей Федоренко. А еще одна Таня, только Федорова, моя однокурсница, быстро ушла из профессии и стала сестрой милосердия. В 2005 году, когда моя мама хворала и лежала в больнице на Ленинском проспекте, я встретил там Федорову. Она стала очень религиозной и сказала мне, что в этой же больнице уходит из жизни Гундарева. Вот так круг в ее жизни замкнулся.
Правила жены худрука
- Вы довольны карьерой в Театре сатиры?
- Доволен. Я застал золотую пору в 70-х и 80-х. К нам очереди по ночам за билетами тогда стояли, а за порядком конная милиция следила. Когда я выпускался из Школы-студии, МХАТ возглавил Олег Ефремов. И так как я не его ученик, был ему особо не нужен. Зато меня взяли в Сатиру на роли Бори Галкина. Он как раз уходил в свободное плавание. Потом мы с ним снимались, и я просил его рассказать о театральных ролях. Он приходил смотреть, как я играю в «Женитьбе Фигаро» и «У времени в плену». Сейчас ему почти 75 лет, а он молодой отец пятилетней дочки. Рад, что у него сложилась семья с певицей Инной Разумихиной.
- Когда-то весь театральный мир обсуждал роман пожилого худрука Плучека с молоденькой тогда актрисой Татьяной Васильевой. Их отношения развивались на ваших глазах. Что о них думаете?
- Плучек 45 лет руководил нашим театром. В свое время было модно его ругать. Но вот уже 20 лет Валентина Николаевича нет на этом свете, и что - наш театр лучше стал?! Думаю, Плучеку завидовали. Тогда у критиков на слуху были Гончаров, Любимов, Эфрос, Завадский, Хомский и Фоменко, и многие считали, что на их фоне Валентин Николаевич - средний режиссер. Но на самом деле он блестяще и с актерами, и с пьесами работал. И только спустя годы все поняли гений и мудрость мастера.
Я ему за многое благодарен, хотя понимал, что его любимый артист - Андрей Миронов, а любимая женщина - Таня Васильева. Все знали про их роман. Вспоминаю забавный эпизод. Таня уже была на сносях от мужа, а Плучек ее на сцену в «Горе от ума» вывел. Получился сюр, конечно. Сейчас она в свои 75 лет любит рассказывать очень интимные подробности о романе с режиссером. Думаю, ее бывшему супругу Жоре Мартиросяну неприятно это слышать.
Таня - талант, но теперь играет в антрепризах ради денег. У нее дети и внуки, вот ради них и старается. И хотя ее сыну за 40, а дочери - почти 36, тем не менее мама пытается их обеспечить. А самой Васильевой почти ничего и не нужно: тренировки по утрам и хорошие боксерские перчатки.
- Почему, на ваш взгляд, при Александре Ширвиндте популярность Театра сатиры стала затухать?
- Кто же знал, что так выйдет? Что он спустя рукава станет работать. Увы, это не его дело быть художественным руководителем. Хотя поначалу мы радовались: пришел свой человек. Добряк, с хорошим чувством юмора. Вот мы его и выбрали. Конечно, он ревновал к успеху Марка Захарова и его «Ленкома».
Сейчас Ширвиндта сменил Сергей Газаров. И пока не ясно, что будет. Два театра у него под началом. Помимо нашего, Театр Джигарханяна. Тут без комментариев. В театр Сергей Ишханович пришел не один, а с женой Ириной. Как-то так. И она уже свои правила вводит. Но мы все надеемся, что все будет хорошо: у актеров появятся отличные роли, а у зрителей - великолепные спектакли.
20 лет у нас играет Федор Добронравов, его очень любит Ширвиндт. При Александре Анатольевиче он уходил, но опять вернулся. Делает кассу, на него ходит зритель. Много поэтому и зарабатывает. Как и Максим Аверин. Зритель платит рублем за любимого артиста, почему же ему хорошо не получать?
«Не мытьем, так катаньем»
- Давайте поговорим об Андрее Миронове.
- Миронов - замечательный артист, но не гениальный. То, что у Андрея Александровича великий талант, никто и не отрицает. Но он был нелегкий человек. Весь в комплексах. Сам решил ставить спектакли, а это совсем другая профессия. Брал не мытьем, так катаньем. Бесконечно репетировал, пока своих целей не достигал. Я долго играл в его постановке «Прощай, конферансье» и понимаю, что не был он ослепительным режиссером. При всей его невероятной популярности я видел его неуверенность и грусть в глазах. Внешне Миронов - не Ален Делон. Но магия таланта, ума, искрометности у него были - дай бог каждому. А уж на банкетах, в окружении множества женщин, он начинал фонтанировать.
- А вы отличаетесь любвеобильностью, как Андрей Александрович?
- Я давно в разводе и больше не женился. Живу один. Бывшая жена Татьяна работала инженером на ТВ, теперь давно на пенсии. Мы на море в 70-х годах познакомились и не больше десяти лет вместе прожили. За время брака родился сын Михаил, ему уже за 40. Юрист, в Химках живет. У него трое детей - 16-летняя Полина, 14-летний Глеб и 9-летняя Таисья. Старшая внучка в художественное училище, в филиал Строгановки, собирается поступать. Меня спросила: может, в театральный попробовать. Я отговорил. Нужен другой характер. А вот младшая внучка - бойкая девочка, могла бы стать актрисой.