Почему в СССР переучивали левшей

До 1985 года во всех советских школах активно переучивали левшей. Леворукость считали отклонением, патологией, чем-то отрицательным, требующим исправления и искоренения. Все непременно должны были быть одинаковыми. Девочкам и мальчикам разрешалось писать, рисовать, шить и плотничать исключительно правой рукой. Во времена перестройки многие учителя «старой школы» продолжали практику исправления левшей, но уже не тотально.

Причины переучивания левшей

В то время в прописях и тетрадях писали с помощью чернил и пера. И это становилось для левшей настоящим испытанием. Было очень трудно выводить буквы и цифры так, чтобы не размазать предыдущие рукой. Запачканные листы и руки вызывали негодование у педагогов. С использованием левой руки связывали плохой почерк письма. А какое неудобство доставляли левши соседям по парте.

Советские дети воспитывались, как будущие работники заводов, колхозов, фабрик. А там абсолютно все было сделано и спроектировано для правшей. И левшей серьезно могли не принять на работу, как профессионально непригодных.

 

Мальчики должны были стать защитниками родины. Автоматные затворы у оружия располагались исключительно справа, туда же летели гильзы после выстрела. Гранату нужно было взять в правую руку, выдернуть чеку левой и бросить, как можно дальше. Для левшей такая подготовка становилась затруднительной и даже небезопасной.

Методы переучивания левшей

Как таковой единой методики перевоспитания левшей не было. Все зависело от педагогов и в каждой школе были свои способы.

В большинстве случаев применялись моральные способы воздействия. Учителя левшам постоянно напоминали об использовании правой руки и страшили, что их выгонят из школы. На дом выдавалось задание – писать в тетрадях по полчаса только правой рукой. При этом на левую нужно было надеть варежку или забинтовать пальцы, чтобы не было возможности воспользоваться «неправильной» рукой. Родители прислушивались к педагогам, так как им виднее, и исправно выполняли рекомендации, дабы излечить свое чадо от «болезни». Одноклассники левшей высмеивали.

 

Кое-где применяли и физические методы – привязывали левую руку к стулу, а иногда и били по пальцам указкой или линейкой. Такой жесткий метод наносил травму не только психике школьника, но и его позвоночнику. Нередко у детей, которые прошли курс переучивания, наблюдался сколиоз разной степени тяжести. Все из-за неравномерной нагрузки, которая появлялась из-за привязанной руки.

В итоге у советских левшей просто не было другого выбора, как переучиться. Это приводило к появлению людей-амбидекстров, способных использовать обе руки на работе и в быту.

Современным школьникам повезло куда больше. Ученые всего мира признали эксперименты по переучиванию левшей не только бесполезными, но и вредными. Ведь нарушение естественных, заложенных природой связей между полушариями мозга часто приводит к комплексам, стрессу и плохому сну.