Почему в СССР переучивали левшей
Причины переучивания левшей
В то время в прописях и тетрадях писали с помощью чернил и пера. И это становилось для левшей настоящим испытанием. Было очень трудно выводить буквы и цифры так, чтобы не размазать предыдущие рукой. Запачканные листы и руки вызывали негодование у педагогов. С использованием левой руки связывали плохой почерк письма. А какое неудобство доставляли левши соседям по парте.
Советские дети воспитывались, как будущие работники заводов, колхозов, фабрик. А там абсолютно все было сделано и спроектировано для правшей. И левшей серьезно могли не принять на работу, как профессионально непригодных.
Мальчики должны были стать защитниками родины. Автоматные затворы у оружия располагались исключительно справа, туда же летели гильзы после выстрела. Гранату нужно было взять в правую руку, выдернуть чеку левой и бросить, как можно дальше. Для левшей такая подготовка становилась затруднительной и даже небезопасной.
Методы переучивания левшей
Как таковой единой методики перевоспитания левшей не было. Все зависело от педагогов и в каждой школе были свои способы.
В большинстве случаев применялись моральные способы воздействия. Учителя левшам постоянно напоминали об использовании правой руки и страшили, что их выгонят из школы. На дом выдавалось задание – писать в тетрадях по полчаса только правой рукой. При этом на левую нужно было надеть варежку или забинтовать пальцы, чтобы не было возможности воспользоваться «неправильной» рукой. Родители прислушивались к педагогам, так как им виднее, и исправно выполняли рекомендации, дабы излечить свое чадо от «болезни». Одноклассники левшей высмеивали.
Кое-где применяли и физические методы – привязывали левую руку к стулу, а иногда и били по пальцам указкой или линейкой. Такой жесткий метод наносил травму не только психике школьника, но и его позвоночнику. Нередко у детей, которые прошли курс переучивания, наблюдался сколиоз разной степени тяжести. Все из-за неравномерной нагрузки, которая появлялась из-за привязанной руки.
В итоге у советских левшей просто не было другого выбора, как переучиться. Это приводило к появлению людей-амбидекстров, способных использовать обе руки на работе и в быту.
Современным школьникам повезло куда больше. Ученые всего мира признали эксперименты по переучиванию левшей не только бесполезными, но и вредными. Ведь нарушение естественных, заложенных природой связей между полушариями мозга часто приводит к комплексам, стрессу и плохому сну.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов