В Дмитрия Пожарского снайпер не влезет

Памятник Минину и Пожарскому

В Москве завершается масштабная реконструкция памятника Минину и Пожарскому - первая после водружения монумента на Красной площади более 200 лет назад. Его уже вернули на привычное место, откуда убирали на время ремонта. Символично, что именно в эти дни 205 лет назад, 6 сентября 1817 года, фигуры народных героев доставили из Санкт-Петербурга в Москву. Везли по воде, и для своего времени это тоже была уникальная операция.

21 мая 1817 года монумент отправили по Неве и Онежскому озеру через систему водных каналов до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня его встречали толпы горожан. По первоначальной задумке памятник должен был здесь и остаться, но император Александр I велел доставить его в столицу. В Нижнем в 2005-м появилась уменьшенная копия.

Путь шел вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля. Работы по возведению монумента закончили в феврале 1818-го. Его планировали водрузить у Тверской заставы, однако скульптор Иван Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю.

6 марта 1818 года состоялось торжественное открытие, на которое прибыли все члены императорской семьи. Кремлевские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были полны народа.

Памятник впервые в России был посвящен не государю, а народным героям - Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Купцу, собравшему средства, и князю, возглавившему народное ополчение, которое 4 ноября 1612 года, в день Казанской Божьей Матери, изгнало польских интервентов из Кремля. В 1649-м указом царя Алексея Михайловича этот день стал государственным праздником.

Автор памятника Иван Мартос прославился еще и как мастер надгробных скульптур 

Замысел. Установить памятник предводителям народного ополчения предложили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств к 200-летию событий 1612 года.

PR-компания. В 1808-м гравюру с изображением будущего монумента разослали по России. Начался сбор средств. Люди жертвовали «пятую деньгу» - пятую часть доходов. За три года собрали более 150 тыс. руб. Не все граждане проявили сознательность - у не желающих платить забирали в залог жен и детей, и их приходилось выкупать.

Субординация. По замыслу Мартоса, Минин и Пожарский должны стоять рядом. Но изображать представителей разных сословий на одном уровне не допускалось, и Дмитрия усадили на постамент. Общая высота памятника - 8,8 м. Модели - сыновья скульптора.

Одеяние. Пожарский изображен в хитоне на одно плечо, как носили спартанские воины. По канонам классицизма благородного героя изображали в античном наряде. Туника Минина с каймой напоминает рубаху, на нем порты. К тому же у нижегородца русская стрижка «в скобку». Но черты его лица будто скопированы с героев древности.

Щит. Выглядит как эгида богини Афины, но на месте головы горгоны Медузы - образ Спаса Нерукотворного.

Меч. За него держатся оба героя: они готовы вместе дать отпор врагу. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века.

Пьедестал. Трехметровое основание вытесал «колонных дел мастер» Самсон Суханов из трех цельных кусков красного гранита, доставленных из Финляндии.

Барельефы. На лицевой стороне - люди жертвуют имущество для ополчения. Тут же - отец благословляет сыновей на ратный подвиг. В этой сцене ученик Мартоса Самуил Гальберг изобразил самого мастера и двоих его сыновей - участников войны 1812 года. На обратной стороне - ополченцы гонят неприятеля из Москвы. На коне - князь Пожарский.

Памятник Минину и Пожарскому 

Смесь кирпича и пива. Скульптуры были отлиты целиком 5 августа 1816 года мастером Василием Екимовым. До этого столь огромный монумент никто так не создавал. На Медного всадника, например, ушло в 2,5 раза меньше металла, и отливали его частями три года. Для московского памятника сначала создали полноразмерную модель из воска. Ее 45 раз обмазали смесью из толченого кирпича, пропитанного пивом, и просушили, обмахивая опахалами из перьев. Образовалась внешняя огнеупорная оболочка. Затем внутренность заполнили составом из алебастра и толченого кирпича, а воск выплавили.

Смена дислокации. По замыслу автора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, где в 1612 году засели поляки, и призывает их изгнать. Но в 1924-м на Красной площади построили Мавзолей, и вышло, что Дмитрий Михайлович простирает руку к телу Ленина. В 1931-м монумент передвинули к собору Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам.

Охальников к ногтю. «Пора убрать исторический мусор с площадей» - такая статья вышла в марте 1930-го в газете «Вечерняя Москва». Памятник «лавочнику и казнокраду» предлагали расплавить. Подобную ересь пресек сам Сталин, назвав «огульным охаиванием России».

Личное дело

Род прервался

Дочь Минина София стала монахиней. Жена Татьяна Семеновна после смерти мужа тоже приняла постриг. Сын Нефед умер бездетным, и род прервался.

Пожарский был женат дважды. Первую супругу Прасковью Варфоломеевну выдали за него, когда ей было 12, а ему 15. В браке родилось шесть детей. Второй брак с княжной Голицыной оказался бездетным. Род Пожарских пресекся по мужской линии в 1685-м со смертью внука Дмитрия. В числе потомков по женской линии - князья Волконские - Андрей Михайлович и его сын Петр Андреевич.

Сын Минибая

В 1990-е появилась версия, что Козьма Минин - сын крещеного татарина Минибая, а сам он до крещения звался Кириша Минибаев. Предположение озвучил главный казанский муфтий. Однако научных подтверждений этому нет.

Масштабную реставрацию проводили рядом с Лобным местом в специально построенном павильоне 

Сбросили вес

Обновленный памятник откроют 4 ноября - в День народного единства. Работы продолжаются, но главное сделано: скульптуры спасены от разрушения. Коррозия настолько разъела металл, что фигуры решили приводить в порядок прямо у Лобного места в специально возведенном павильоне, сняв их с постамента с помощью мягких тросов.

Только цифра

55 млн руб. на нынешнюю реставрацию собрали на платформе краудфандинга.

Рука мастера

Изначально памятник стоял в центре Красной площади, перед входом в Верхние торговые ряды - нынешний ГУМ 

Фарш-бросок

Котлеты «Пожарские» не имеют отношения к герою народного ополчения. Авторство приписывают Евдокиму Пожарскому - владельцу трактира и гостиницы в Торжке в начале XIX века. Но блюдо вкусное, так что ловите рецепт.

Понадобится: 800 г куриного мяса, стакан 20-процентных сливок, пять луковиц, 150 г мякиша белого батона, 200 г корок белого батона, 150 г масла сливочного (для начинки), 50 - 70 г сливочного масла, ст. л. оливкового масла, соль и перец - по вкусу.

Готовим: сливочное масло режем на кубики и убираем в морозилку. Пропускаем мясо через мясорубку. Добавляем в фарш мякиш белого хлеба, вымоченного в сливках, и мелко нарезанный лук, обжаренный на сливочном масле до прозрачности. Вымешиваем фарш руками. Добавляем замороженное масло, перемешиваем и убираем в холодильник на 30 мин. Готовим панировку из измельченных сухих корок. Лепим котлетки, обваливаем в панировке, обжариваем на смеси сливочного и оливкового масел. И зовем всех к столу.

Два Козьмы

Согласно летописям, князь Пожарский, ведущий свой род от Рюрика, был блестяще образован. Причем гранит науки он грыз дома под руководством матери. Но сам занять престол не мог, так как был недостаточно знатен.

Дмитрий - христианское имя Пожарского. При рождении его назвали Козьма - в честь Космы Бессребреника. Так что наши герои тезки.

Кстати