20 августа на Хованском кладбище Москвы похоронили 77-летнего народного артиста России Виктора Зозулина. Одну из первых ролей в кино - охламона Костика с папиросой в зубах, который с помощью радиоаппаратуры помогал другу обмануть профессора и сдать экзамены - он сыграл в «Операции «Ы»…». Потом снялся в фильмах «Солярис», «Король-олень», «Тревожное воскресенье» и сериалах «Возвращение Мухтара» и «Институт благородных девиц». Работал на радио, записывал аудиокниги, озвучивал видеоигры. Служил в Театре Вахтангова. Но о закулисной жизни Виктора Викторовича практически ничего не было известно.
В «Операцию «Ы»…» великий комедиограф Гайдай утвердил студента Щукинского училища Зозулина практически сразу. Попросил лишь растягивать букву «м» в словах, которые произносит персонаж: «прием-м-м-м, прием-м-м». Виктору заплатили гонорар 13 руб., что было почти вдвое больше тогдашней стипендии. На эти деньги он накрыл скромную поляну в общежитии. Этот эпизод из своей биографии Зозулин не раз пересказывал коллегам. Например, Оксане Сташенко на съемках «Возвращения Мухтара».
- Виктор Викторович у нас играл роль генерала, - вспоминает теперь Сташенко. - Блестящий актер и человек. Я уже тоже не юная актриса, но до сих пор с таким пиететом отношусь к известным нашим мастерам. Заслуженным и народным. А он на площадке со всеми как с равными партнерами себя вел. Оказалось, и мои фильмы смотрел. Я была этим удивлена. Старая школа сильна: уважение, поведение, это же не преподают в вузах.
После съемок сразу спешил домой. С таким уважением о жене и двух сыновьях говорил. Уезжал со словами: «Такой вкусный ужин сегодня супруга приготовила». Для меня он настоящий учитель в профессии, открыв рот его слушала.
Я знала, что в последнее время он болел: с сердцем начались проблемы. Он, увы, находился в забытье последние годы. Какие там роли в театре! Их уже не давали. А для актера бездействие - это смерть. Когда нет репетиций и спектаклей, и зрители быстро забывают, и коллеги.
Человек-оркестр
Приятель Виктора Викторовича по Театру Вахтангова актер Александр Павлов был знаком с Зозулиным 55 лет.
- Я чуть старше Виктора, - вздыхает Александр Павлович. - Знал его первую супругу - нашу актрису Инночку Алабину. Теперь она сильно хворает: потеря памяти, или, как это сейчас принято называть - болезнь Альцгеймера. Их с Виктором сыновья Платон и Егор ухаживают за ней. Сейчас она в доме отдыха, и ребята навещают маму. Виктор давно был женат вторым браком, но эту его супругу я не знаю. И никто из коллег не знал.
Сейчас многие актеры из нашего поколения уходят. Раньше была замечательная атмосфера, но в последние годы все резко изменилось. Вот у Виктора и случилась депрессия. Егор рассказывал, что, когда роли отцу перестали давать, он мог целый день на диване лежать и в потолок смотреть. Ничего ему не хотелось. А ведь энергичный был мужчина. И не старый. Еще мог бы много сыграть. Наш прежний худрук - народный артист Михаил Ульянов - его человеком-оркестром считал.
Я и не знал, что Виктор болел, хотя звонил ему иногда, пытался пообщаться, поддержать. На недавнее 75-летие театр его поздравил. Теплые слова говорили. Но одно дело - слова, а другое - дела. То есть роли. Переживал он очень такое положение свое. Обособился, отрезал себя от общения, редко у нас появлялся. На прощание с ним мало кто из коллег пришел: сейчас сезон отпусков. Пусть земля ему пухом будет.
Источник фото: Кадры из фильмов,Лариса Кудрявцева,Личный архив,Сергей Фадеичев/ТАСС