Увековеченные в легендарных советских фильмах усадьбы разваливаются на глазах

Чужие среди своих: увековеченные в легендарных советских фильмах усадьбы разваливаются на глазах
Ходить по каменной лестнице опасно. Рядом установили деревянную, но и на ней легко сломать ногу
В прошлом номере мы начали рассказ о подмосковных имениях, засветившихся в любимых всеми кинокартинах: поведали о призраке, который бродит по усадьбе Ляхово из «Формулы любви», и о свадебных церемониях на территории усадьбы Валуево, где снимали «Мой ласковый и нежный зверь». Настала очередь еще двух имений - к сожалению, с печальной судьбой.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 г.)

Где снимали: усадьба Пущино-на-Оке (94 км от МКАД по Симферопольскому шоссе).

История: землю на высоком берегу царь Иван Грозный пожаловал боярину Пуще. В конце XVIII в. помещик Арцыбашев построил здесь двухэтажный особняк. История дома связана с Александром Алябьевым, автором романса «Соловей». Композитор был влюблен в хозяйку - Екатерину Офросимову и женился на ней, когда та овдовела. Власти разрешили Алябьеву поселиться здесь после ссылки, которую он отбывал по обвинению в убийстве. И хотя виновность музыканта не была доказана, ему запретили появляться в столицах.

Последний раз усадьбу реставрировали в 1977-м, перед съемками
Последний раз усадьбу реставрировали в 1977-м, перед съемками 

Владельцем имения одно время был хозяин Чайного дома на Мясницкой Сергей Перлов. Последний собственник до революции - фабрикант Николай Каштанов - начал реконструкцию, но вскоре навсегда отбыл в Париж.

«Балкон,
Балкон, где веселились гости в картине Никиты Михалкова от которого сегодня ничего не осталось (на фото ниже) 

Камера, мотор! Во время съемок актеры жили в гостинице неподалеку и каждый вечер играли в футбол, потом шли купаться. Чтобы проникнуться атмосферой фильма, даже за кадром обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. Режиссер Никита Михалков не без труда уговорил только что родившую Елену Соловей на роль, и вся компания нянчилась с ее сынишкой.

«Балкон,
Балкон, где веселились гости в картине Никиты Михалкова от которого сегодня ничего не осталось 

А как сейчас: после революции в главном здании работала больница, но с постройкой нового корпуса дом забросили. Давно нет балкона, на котором в картине веселятся гости. Разрушена лестница. В 2019-м обвалилась крыша. И только силами энтузиастов, объявивших сбор денег, ее восстановили. Добровольцы устраивают «усадебники» - убирают территорию от мусора. И проводят экскурсии, рассказывая о жемчужине здешних мест. Формально Пущино-на-Оке охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения. Но на деле памятник архитектуры находится в управлении РАН, которую его судьба не интересует.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.)

Где снимали: усадьба Марфино (25 км от МКАД по Дмитровскому шоссе).

Раньше территорию использовал под свои нужды совхоз «Марфино». Теперь здесь запустение
Раньше территорию использовал под свои нужды совхоз «Марфино». Теперь здесь запустение 

История: первым владельцем имения, известного с XVI в., называют воспитателя Петра I - князя Бориса Голицына. По легенде, названо поместье в память о его дочери Марфе, утонувшей на переправе через Волгу. Усадьбой владели фельдмаршал Петр Салтыков, граф Владимир Орлов, министр юстиции граф Виктор Панин и первая женщина-министр в правительстве России графиня Софья Панина. После революции на территории находилась детская колония, а позже здравница.

«На
На этом фоне в советском вестерне звучит музыка Эдуарда Артемьева 

Камера, мотор! Несколько сцен режиссер Никита Михалков снимал на конном дворе - герои Солоницына, Шакурова, Пороховщикова появляются на фоне кирпичных стен. Там же проходит одна из сцен под легендарный саундтрек Эдуарда Артемьева.

Въездная арка: перекрытия вот-вот рухнут
Въездная арка: перекрытия вот-вот рухнут 

А что сейчас: сама усадьба еще с 1944 г. принадлежит Министерству обороны, здесь находится его санаторий, и большинство зданий выглядят сносно. А вот конный двор под крыло могучего ведомства не попал - администрация Мытищинского района почему-то отказывается передать его. И сама за сохранностью не следит. Территория скрыта от глаз туристов. «Эта как Зона в «Сталкере»: доберется не всякий», - заинтриговала экскурсовод Ольга, критически оглядев мои голые плечи и ноги. Крапива там в две меня, да. Но пробралась как-то. Увы, сохранилась только главная въездная арка, другие строения едва угадываются, и на двор это уже не похоже. Если бросить как есть, очень скоро от двора не останется и следа.

«Сейчас
Сейчас конный двор скрывается за двухметровой стеной из крапивы 

P.S. Вернувшись из своего маленького путешествия, подумала: какой же крутой киномаршрут можно проложить на волне интереса к собственной истории и страсти к открытию новых мест внутри страны! Разумеется, для возрождения старинных усадеб нужна мощная господдержка и обязательно вклад меценатов. Вот ведь выпадает людям шанс по примеру предшественников оставить свое имя в веках. Берите и пользуйтесь!