Досталось за Иисуса: 6 картин, вызвавших скандал в «Третьяковке»

Картина маслом: Третьяков не пускал Репина к его же картинам (дата 31 августа)
Павел Третьяков
130 лет назад, 31 августа 1892 года, купец первой гильдии Павел Третьяков подал в Московскую думу официальную бумагу с предложением принять в дар городу художественную галерею вместе с домом в Лаврушинском переулке. Он остался попечителем коллекции и продолжал ее пополнять.

В нашем мире таких людей представить сложно. Павел Третьяков вместе с братом Сергеем успешно продолжил дело отца, ворочал миллионами, но считал, что нажитое от общества ему же должно вернуться. Собирал картины, сразу решив создать общественную галерею. Помогал школам, храмам, выделял стипендии, построил училище-интернат для глухонемых, приют для вдов и сирот живописцев. Сам был невероятно скромен в одежде и привычках и детей своих так же воспитывал.

Купив первые картины в 24 года, Третьяков отдал живописи более 40 лет. Современники утверждали: у него удивительное чутье. Тем не менее в огромной коллекции оказались картины, которые не нравились ему самому или вызывали отторжение у зрителей.

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г.

Общественность бурлила: разве таков светлый праздник?! Нетрезвый поп, раздавивший пасхальное яйцо, валяющиеся возле храма пьянчужки, все унылое и безрадостное. Под давлением обиженных зрителей картину убрали с выставки в Санкт-Петербурге. Третьякова отговаривали, но он к советам не прислушался и купил полотно. Спасибо ему за это.

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г.
Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г. 

Илья Репин «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», 1874 г.

Третьяков заказал портрет Репину. Илья Ефимович попросил накинуть рублей 500 сверх обычной цены и взялся за работу. Через три недели сообщил: почти закончил. Иван Сергеевич и те, кто видел портрет, в восторге.

Павел Михайлович, получив работу, жутко расстроился. Он хорошо знал Тургенева и не увидел его в портрете - таким, каким тот был в жизни. Пожаловался Крамскому и предложил ему написать портрет, но тот отказался. Позже сам Репин в письме Третьякову назвал собственную работу грехом на своей совести.

Илья Репин «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», 1874 г.
Илья Репин «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», 1874 г. 

Константин Савицкий «Встреча иконы», 1878 г.

Только картину вывесили в галерее, как она пошла трещинами. Третьяков вызвал художника. Тот взялся править облака, и они вышли розовыми. Павел Михайлович возмутился: тон не вяжется с холодными цветами картины. Приказал принести скипидар и смыл свежую краску.

Перед отправкой Третьякову уже оплаченного полотна «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин предложил Савицкому тоже поставить автограф - ведь медведи им написаны. Павел Михайлович, увидев подпись, рассвирепел: как так, покупал картину у Шишкина, при чем тут Савицкий?! И снова затребовал скипидар.

Константин Савицкий «Встреча иконы», 1878 г.
Константин Савицкий «Встреча иконы», 1878 г. 

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872 г.

Сейчас мы восхищаемся, как мастеру удалось сделать Христа таким человечным, понятным каждому: изможденное страданием лицо, судорожно сцепленные пальцы. Но именно это и взбудоражило публику - образ посчитали кощунством.

- С чего вы взяли, что Иисус так выглядел? - терзали художника возмущенные зрители.
- А вы-то сами видели, какой он? - парировал мастер.

Третьяков приобрел шедевр без раздумий.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872 г.
Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872 г. 

Илья Репин «Не ждали», 1884 г.

Картина Павлу Михайловичу не понравилась, и на выставке передвижников в Санкт-Петербурге ее никто не купил. В том, что полотно стоит его внимания, мецената убеждали дочери. Третьяков дал себя уговорить, но потребовал изменить лицо ссыльного: ему казалось, он должен быть более симпатичным и молодым. Репин переписывал героя несколько раз в течение четырех лет, но Третьякову не нравилось - говорил, становится только хуже.

К слову, во всех других случаях Павел Михайлович запрещал подпускать Репина к уже купленным картинам: тот всегда рвался что-то улучшить.

Илья Репин «Не ждали», 1884 г.
Илья Репин «Не ждали», 1884 г. 

Иван Крамской «Портрет Веры Николаевны Третьяковой», 1879 г.

Художник работал над портретом жены Павла Михайловича в течение года: прерывался, возвращался, дописывая то с натуры, то по памяти, меняя цвет и фасон наряда, фон. Он уже задумал ехать в Палестину, чтобы писать Христа, и был полностью поглощен этой затеей.

Вера Николаевна попросила как-то запечатлеть пятерых детей: придумала, что это будут божья коровка на зонтике, жук, бабочка, кузнечик и птичка на ветке. Крамскому идея показалась так себе, но перечить не стал. Третьяков был разочарован: дурацкая птичка показалась ему совершенно лишней. Художник позже несколько раз вносил изменения. В конце концов птичка исчезла, а фон дорабатывал Шишкин, но все участники этой затеи остались недовольны результатом.

Иван Крамской «Портрет Веры Николаевны Третьяковой», 1879 г.
Иван Крамской «Портрет Веры Николаевны Третьяковой», 1879 г. 

Исторический анекдот в тему

Как-то на выставке царь Александр III решил прикупить понравившиеся работы. Оказалось, они уже принадлежат Павлу Третьякову. Пришлось отдельным указом запрещать продавать на выставках картины, прежде чем их осмотрит император. Третьякову это не помешало: он стал приобретать работы прямо в мастерских художников.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов