Конец 80-х годов стал переломным периодом в советской живописи. В искусстве начал преобладать постмодернизм. Художники стремились своими работами вызвать у зрителей неоднозначную реакцию. Поднимались темы, о которых ранее было не принято говорить вслух. Одну из таких резонансных картин под названием «Нечистая» написал Рамиль Рахматуллин.
Ранними работами художника преимущественно были пейзажи. При написании картин Рахматуллин уделял особое внимание деталям. Его своеобразная техника и прекрасное владение кистью высоко оценивались искусствоведами. Некоторые его произведения для постоянной экспозиции были взяты краеведческими музеями.
К концу 80-х годов классические пейзажи уже не вызывали интерес и не приносили прибыль. Поэтому в 1987 году Рахматуллин написал провокационную работу под неофициальным названием «Нечистая». Сам художник дал картине еще более скандальное название.
Произведение показывает зрителю незавидное положение женщины, не сумевшей сохранить свою честь до брака. Это сейчас близость рассматривается, как вполне нормальное явление. Раньше же существовали обычаи демонстрации простыней соседям после первой брачной ночи, как подтверждение целомудренности девушки.
Сюжет картины разворачивается в скромной комнатке обычной пятиэтажки. Ранний свет заливает разобранную постель, на которой то ли спит, то ли плачет молодая обнаженная женщина. Ее лицо закрыто темными волосами, а руки лежат поверх подушки. На полу рядом с кроватью лежит свадебное платье и белоснежные туфельки.
Посреди комнаты на красном стуле в праздничном костюме сидит угрюмый жених. В руках он держит свадебный венок, а его тяжелый взгляд направлен на невесту. Выглядит мужчина небрежно: взлохмаченные волосы, развязанные шнурки на ботинках, расстёгнутая рубашка и спущенный галстук. Вся его поза говорит об одолеваемых тяжелых мыслях. Новоиспеченная супруга обманула мужа, не рассказав, что имела близость с кем-то другим до брака. Это знание сокрушило мужчину, на лице несчастного отражается внутренняя борьба. Он раздумывает, как поступить: остаться верным своей любви или же встать и уйти прочь. Свадебный венок жжет пальцы, а чувство предательства сжимает сердце. Как же быть? Простить или подать на развод? Кажется, какое бы решение не принять, чувство сожаления не даст жить спокойно.
Данная картина и по сей день вызывает недоумение и массу разносторонних комментариев:
«У меня один вопрос, а чист ли сам этот блюститель нравственности?»;
«Почему на столе в вазе ДВЕ увядших розы? Возможно, что он убил возлюбленную?»;
«Если возникли сомнения, то лучше расстаться, чтобы не корить ни себя ни вторую половину. Жить с камнем за пазухой не стоит.»;
«Никому из моих мужчин и в голову не приходило спросить кто был до него, а уж тем более про количество. Сама постановка вопроса звучит как оскорбление.»;
«Я вообще за секс, перед браком. Вдруг конкретно не подходишь на уровне физиологии. А первый, второй или десятый – это не суть.»;
«НЕЧИСТАЯ сила, не иначе, помешала несчастному жениху выполнить супружеский долг.»;
«Художнику удалось передать безумный непримиримый взгляд молодого человека. С таким продолжения семейной жизни не будет.»;
«Скандальная ситуация, которую пережила несчастная девушка, если утаила от будущего мужа, что уже была в серьезных отношениях с другим мужчиной до свадьбы.»;
«Надо найти силы объясниться до свадьбы. Много примеров. И беременных берут от другого и с ребенком, если любовь. Все не ангелы.»;
«Интрига не в том, что у нее кто-то БЫЛ до него, а в том, что ЕМУ то она не давала без свадьбы.»;
«Ну, конечно, расстроился, такой бардак дома, что в ботинках ходит, вот и печальный.»;
«Автор, похоже, хотел противопоставить триумф предыдущего дня и безысходность дня нынешнего.»;
«Мне кажется, что художник здесь нарисовал как раз столкновение старых закостенелых, но уже отмирающих порядков и неизбежное наступление новых.».