Почти полвека назад, осенью 1972 года, Василий Шукшин написал сценарий своего последнего фильма «Калина красная», который позже признают самой важной его киноработой и творческим завещанием. Снимали пронзительную драму в Вологодской области - городке Белозерске и его окрестностях. Местные жители и сейчас бережно хранят память о Василии Макаровиче и работе над легендарной картиной. Здесь очень рады гостям и мечтают, чтобы как можно больше россиян увидели эти незабываемые места, сочетающие природную красоту Русского Севера и величия духа его построек. Мечтаете о насыщенном приключении, но не знаете, куда поехать взамен переполненным Сочи и Алтаю? «Экспресс газета» рекомендует следом за нами, хотя бы на выходные, вырваться сюда в путешествие. Уверены, Север надолго поселится в вашем сердце.
Экранизация истории вора-рецидивиста Егора Прокудина, подавшегося из колонии в деревню к подруге по переписке Любе и убитого там бывшими дружками, давалась Шукшину очень непросто. Приехав на места съемок, отчетливо понимаешь - почему «Калину красную», в отличие от остальных своих пяти фильмов, Василий Макарович снял именно на цветную пленку.
Киногруппа три месяца жила в Белозерске в красивейшем доме купца Калинина, который в советские годы переоборудовали в Дом колхозника, навсегда закрепив в головах местных жителей такое называние.
- Приезжие артисты, чего уж греха таить, после съемок могли и расслабиться, - рассказывал бывший руководитель белозерского хора Анатолий Сельцов. - То водкой, то портвейном. Он у нас в те годы дешевый был, но забористый. Причем пили не только артисты, но и артистки. И была тут одна - Татьяна Гаврилова, что разбитную Люсьен из воровской кодлы играла. Так та и вовсе в запой ушла. Ну и то ли подралась, то ли стукнулась где - с синяком в пол-лица ходила. Но Шукшин пожалел ее, не прогнал со съемок. И «побитую» в каких-то эпизодах использовал. То боком ее на камеру снимут, то со спины.
Сейчас дом Калинина в аварийном состоянии. Несмотря на то, что он признан объектом культурного наследия и охраняется государством, в нем любят собираться бомжи и алкаши.
800 руб. за трюк
Каждый день киношников возили на автобусе в деревню Садовая, что в 12 км от Белозерска. В обед столы для группы накрывали прямо на улице. А по вечерам в озере Мериново кинематографисты ловили раков.
- Только не по-нашему ловили, а по-интеллигентски, - смеются жители Садовой. - Наши-то мужики прямо из нор раков выковыривали, а эти сетки ставили. Но раки на научный метод не клевали. Нам приходилось артистам помогать. А еще к их столу мы приносили зелень, картошку и другие овощи. Каждому киношнику платили по 2 рубля 60 копеек командировочных. Особо не пошикуешь.
Финальная сцену, когда за убитого бандитами Прокудина мстит брат Любы и на стареньком грузовике таранит в реку их «Волгу», снимали на переправе через реку Шексна. Найти смельчака, который потопит машину, оказалось непросто.
- Мужу моему предлагали 800 рублей, а это считайте два мотоцикла «Восход», - признается старенькая местная жительница. - Он хоть плавать не умел, но уже было согласился. Но я встала горой: «И что я потом буду тебя на эти деньги хоронить? Ну уж нет!»
В итоге опасный трюк выполнил гонщик-любитель из Череповца, подрабатывавший на картине тем, что возил для киношников пленку. Поглазеть на головокружительный эпизод собралось человек 200.
- Водителя раззадорило большое количество зрителей, и он вместо скорости в 60 км/час рванул на все 90, - откровенничал оператор Анатолий Заболоцкий. - Мы с зеваками и командой стояли на пароме в 15 метрах. И если бы в последнюю секунду шофер не зацепил руль, полетел бы прямо в нас. А так машина пошла в ограничительные столбики. Бог спас людей. Иначе мы в тюрьму запросто сели.
Горе «Куделихи»
Обычно Шукшин сотрудничал с Киностудией им. Горького. Но после того как там забраковали его сценарий про Стеньку Разина, вдрызг разругался с начальством. И «Калину красную» вынужденно снимал на базе «Мосфильма», где режиссера считали деревенщиной и выскочкой. Съемочную группу для него сформировали по остаточному принципу - из кадрового отстоя. Подчиненные Василия Макаровича особо не слушались.
- Стояли чудесные летние дни, - пояснил киновед Валерий Фомин. - Снимали возле воды. Все беззаботно лежали на берегу и загорали. Работать никто не хотел. И только два человека вкалывали как сумасшедшие - это Шукшин и его друг оператор Заболоцкий.
Но уследить за всеми косяками растяп они не могли. Для эпизода в деревенской бане подручные Василия Макаровича уговорили пенсионера предоставить им помещение. В стенах выпили сквозные отверстия для кинокамеры под обещание сразу же возвести рядом новую парную. Но слово не сдержали, поставили только сруб, который довести до ума не удосужились, и навсегда исчезли.
Многие москвичи принялись скупать у местных за бесценок старинную утварь и иконы, чтобы потом с наваром продать в столице.
- Собирательство захлестнуло мосфильмовцев, - вздыхал оператор Заболоцкий. - Наш камерваген (автобус со съемочной аппаратурой. - К. Б.) был забит самоварами и медной посудой. На студии по возвращении из экспедиции прошел слух: Шукшин вывез все иконы и самовары из Белозерья.
Но до режиссера и исполнителя главной роли только по возвращении из командировки дошла информация, что его подчиненные не пощадили даже Ефимью (в титрах - Офимью) Быстрову - местную старушку, сыгравшую мать его персонажа Куделиху. За сущие копейки забрали у нее, неграмотной, древние образа.
Не секрет, что сначала на эту роль прочили народную артистку СССР Веру Марецкую. Но она в последний момент отказалась ехать на Вологодчину. Шукшин узнал, что у одной из местных жительниц очень схожая с героиней фильма судьба. У Ефимьи Ефимовны было три сына. Двое умерли, а третий бесследно пропал во время учебы в Ленинграде. Монолог Быстровой записали на скрытую камеру. Разговаривала с ней Лидия Федосеева-Шукшина, которую представили бабушке как журналистку. А потом за участие в картине Быстровой привезли гонорар - 700 рублей, шерстяное платье, туфли и золотые сережки.
- Пока в деревне съемки шли, Шукшин распорядился отремонтировать дом Быстровой - крышу подлатать, подкрасить, - поведали соседи из дома Василия Вашпанова, под чьими окнами сняли несколько важных сцен, вроде посиделок Любы и Егора на скамейке. - Так что Ефимья Ефимовна стала режиссера за сына почитать. Повесила на стену его портрет. А когда вскоре Шукшин умер, надела черный траурный платок и еще год его не снимала.
В 1975-м оставшуюся совсем одну Быстрову местные власти решили определить в дом престарелых. Утром прислали за ней машину, но забирать оказалось некого. За ночь старушка отдала Богу душу.
Похоронили ее на сельском кладбище у заброшенной церкви Пречистой Божьей Матери, не раз мелькнувшей в кино. В 2003-м жители Белозерска собрали деньги и установили на могиле артистки из народа скромный памятник. Ни одной фотографии усопшей не нашлось, и на надгробие поместили кадр из фильма…
Сейчас Садовая по большей части стала дачным местом. Мы же заночевали в доме на берегу того самого озера, в которое прыгал герой Шукшина. Его хозяйка - Валерия Лебедева - планирует сделать здесь что-то вроде маленькой турбазы. А пока душевно принимает друзей и заезжих туристов у себя.
Что посмотреть и что попробовать на Вологодчине
- Впервые Шукшин приехал в Белозерск в 1969 году и вдохновился здесь на написание романа «Я пришел дать вам волю» о восстании Степана Разина. Режиссера поразило, что до революции в старейшем городе Руси при населении в пять тысяч человек стояло аж 17 соборов. А сколько их в окрестностях - не счесть. Возведены они из-за коварного нрава Белого озера (входит в топ-7 крупнейших озер Европы). Ветра над ним очень сильные и затяжные, шторма порой длятся по полгода. По местным преданиям, купцы, попадавшие в бурю, давали обет поставить храм, если вернутся живыми…
- Рекомендуем угоститься местной рыбкой - окунем, карасем или ценящимся здесь судаком. Судаку (вес одной рыбины доходит до 12 кг) установлен памятник на набережной. У Белого озера есть особенность: зимой рыба не гибнет от кислородного голодания. Мелкую рыбешку снеток (озерную форму корюшки), а также ряпушку туристы увозят в качестве гостинца. Поесть в Белозерске можно в трех местах: ресторане «Провинция», столовой при гостинице «Велес» и кафе «Калина красная». На нижнем этаже последнего располагается пекарня, где непременно надо отведать нежные шаньги с разными начинками и пирог с головами палтуса. Не пугайтесь - мегажирные и мясистые головы варят столько, чтобы кости легко пережевываются. Это очень вкусно.
- Советуем посетить Музей лодки, где коренной местный житель с шутками-прибаутками расскажет и покажет, как и на чем рыбачили в старину.
- Можно съездить в Крохино. Пять веков там процветало одноименное село и стоял величественный храм Рождества Христова. Но в середине ХХ века через эти места прошло строительство Волго-Балтийского водного пути, и эту территорию затопили. Остался только заброшенная церковь, на реставрацию которой в свое время выделял средства Никита Михалков.