1 июля в результате трагической случайности не стало народного любимца и тверского барда Михаила Круга. Его убийство оказалось ударом для всех: близких, коллег, поклонников и тех самых «крутых», для которых пел артист. Спустя 20 лет один из врачей рассказал о последних часах жизни звезды шансона.
Сколько бы времени ни прошло, а народная любовь к творчеству Круга не утихает. «Владимирский централ» до сих пор звучит на разных радиостанциях, возрождая в памяти фанатов концерты исполнителя. Такое душевное и в то же время острое исполнение Михаила Владимировича покоряет сердца людей вновь и вновь. В этом году Кругу могло бы исполниться 60 лет. Когда артиста убивали, ему было всего 40…
Трагедия случилась в Твери в ночь с 30 июня на 1 июля. Отработав на концерте в честь Дня города, шансонье отправился домой к семье. Там же его планировали караулить киллеры из банды «Тверские волки». Уже потом выяснилось, что убийцы хотели просто припугнуть артиста, чтобы тот платил процент от гонораров местному криминальному авторитету. К несчастью, все пошло не по плану.
Бандиты напали сначала на тещу Круга. Жена артиста Ирина сразу бросилась на помощь к маме — и тут же на шум прибежал и сам артист, прикрыв собой любимую. В тот момент были выпущены несколько пуль: две попали в певца, третья улетела в кафельный пол, навсегда оставив на нем след.
Киллеры сразу же скрылись. Да и Кругу было не до них, ведь он истекал кровью. Бард сумел дойти до соседа, и вскоре они вместе мчались к местной больнице. Примечательно, что из автомобиля Михаил Владимирович выходил сам, без чьей-либо помощи. Возможно, тогда ему казалось, что все закончится хорошо, раз он способен стоять на ногах. Однако уже на тот момент Круг умирал…
За спасение шансонье взялся хирург Алексей Садов, занимавший тогда место главврача шестой городской больницы. Медик до сих пор помнит ту ночь. В интервью журналистам он в мельчайших подробностях рассказал о том, как с коллегами боролся за жизнь исполнителя хита «Владимирский централ».
«Крепкий был человек. Но, поскольку у него было два огнестрельных ранения, его тут же отправили в операционную. На операционном столе стало понятно: пуля пробила ему легкое насквозь и сломала ребро. Но фатальной стала другая пуля. Она прошла сверху через грудную клетку, диафрагму и повредила сосуды почки. Это огромные сосуды, с палец толщиной. Из-за этого открылось сильнейшее кровотечение», — вспоминает Садов.
Какое-то время сердце Круга продолжало биться. Реаниматолог сообщил главному врачу о ходе операции, казалось, что все идет хорошо. Разумеется, новость о нападении и выстрелах в звезду шансона мигом разлетелась по городу. Пока коллеги, замгубернатора и другие важные лица начали названивать Садову, врачи больницы бились за жизнь певца.
«При таких ранениях есть серьезная проблема: пулевое отверстие находится в одном месте, а процесс развивается в другом. Пока хирурги занимались легким, успело вытечь большое количество крови. Сверхмассивная кровопотеря привела к остановке сердца», — заключил Садов.
Хирург уверяет, что при ранениях Круга врачи ничего не могли поделать. Как бы медики ни старались вернуть артиста к жизни, чуда так и не произошло. Это случилось уже под утро, в начале пятого. Как потом показали результаты патолого-анатомического исследования, с такими ранениями действительно вряд ли можно было справиться.
Позже некоторые начнут говорить, что занимавшиеся Владимиром Семеновичем врачи должны были стараться лучше. Алексей Садов, разумеется, подобное слышал, но никогда не воспринимал упреки в неспасенной жизни Круга всерьез. «Если бы на самом деле мы чего-то не сделали, это одно. Но мы старались», — отмечает хирург.